ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | СвятыеАрхив
Беседы о Православии | Календарь | Новости |  E-mail


СВЯТЫЕ  ЗЕМЛИ  КАРЕЛЬСКОЙ

Главная
Календарь
Святые Карелии
 
прп. Пахомий Кенский
прпп. Никифор и Генадий Важеозерские
прпп. Лазарь и Афанасий Муромские
прп. Александр Ошевенский
прп. Афанасий Сяндебский
прп. Афанасий Наволоцкий
прп. Александр Свирский
прп. Корнилий Палеостровский
прп. Иона Клименецкий
прп. Елисей Сумский
блаж. Фаддей Петрозаводский
прп. Адриан Ондрусовский
прп. Иона Яшезерский
прп. Кирилл Челмогорский
Мария Олонецкая
 
Праздник православной Карелии - день Карельских святых
Календарь православных воинских праздников
 
Церковные праздники
по месяцам:
 
Каталог Православное Христианство.Ру
30 МАЯ — ПАМЯТЬ ПРМЧ. АДРИАНА АНДРУСОВСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Среди духовных светочей Карельского края яркой звездой сияет имя преподобномученика Адриана Андрусовского, милующее сердце которого до краев было наполнено сострадательной любовью к людям.

«Богатство, которого так часто люди добиваются нечестными средствами, счастья не дает. И благо тем, кто не увлекается им, а ищет, прежде всего, царствия Божия и правды его. И благо такому человеку! Господь сугубо вознаградит его, как то и видим на примере прп. Адриана, основателя Андрусовой пустыни (в 25 верстах от г. Олонца)». Так начинается Житие преподобного в Олонецком патерике, изданном в далеком 1910 году.

Преподобный Адриан Андрусовский* (в миру Андрей) происходил из рода дворян Завалишиных и был царедворцем Великого князя Иоанна III Васильевича. Проживая по воле Государя своего в Обонежской пятине, близ Ладожского озера, в родовой отчине, боярин Андрей часто с дружиной ходил на звериную охоту в дремучих лесах сурового северного края.

Однажды, догоняя оленя, очутился он в диком месте, где, казалось, не ступала нога человека. Здесь он наткнулся на отшельническую келью преподобного Александра Свирского, который подвизался в лесной чаще уже семь лет, не видя лица человеческого. Молодой царедворец постучался в жилище отшельника и к нему вышел утомленный труженик в ветхой одежде. Повесть монаха о своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Юноша стал часто навещать преподобного, приносил хлеб и слушал его наставления. Произошло это в 1495 году.

Познав из бесед с отшельником сладость пустынных подвигов, Андрей Завалишин решил изменить свою жизнь. Он оставил богатое имение и по благословению прп. Александра Свирского удалился в Валаамскую пустынь, где принял иночество с именем Адриана. Несколько лет провел он в монашеских подвигах. Потом, по благословению валаамских старцев, избрал себе уединенное место на полуострове в восточной стороне Ладожского озера.

К нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви – Введения во Храм Пресвятой Богородицы и храм в честь святителя Николая Чудотворца. Так был основан Свято-Николаевский монастырь, который местные жители прозвали Ондрусовским, по имени его основателя (на местном наречии «Ондрус» значит Андрей).

Василий III пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны, повелевая и впредь выдавать то же, переступая через два года, безволокитно, вместе с тем он освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы.

Местное предание сохранило историю особого подвига преподобного Адриана. В дремучем лесу на острове Сала (дебрь), напротив Адриановой пустыни, укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере. Близкое соседство обители было им не по нраву. Наконец, атаман предупредил пустынников, чтобы убирались подобру-поздорову. Скорбно было Адриану расстаться с местом, где благословил ему жить его великий наставник. Не имея средств для выкупа, он умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая молиться за него и увещевая бросить богомерзкое неправое дело. Долго взывал к жестокосердному грешнику со слезами преподобный, пока тот все-таки не смягчился, сказав: «Живите».

На каменистом мысу Ладожского озера, и поныне называющемся Сторожевским, жил тогда и другой разбойник со своей шайкой, подстерегающей пловцов. Оба атамана враждовали, и случилось им однажды во время промысла столкнуться, — завязалась борьба. Недавний гонитель Адрианов был побежден и скованным брошен в лодку. Несчастный знал, что после истязаний его ожидает смерть.

Вспомнил он советы пустынника, и горькое раскаяние пронзило его душу. Вдруг видит он перед собой Адриана, который говорит ему: «По милости Господа, ради которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен». Атаман увидел себя на берегу без оков и, потрясенный, направился в обитель. Адриан с иноками стоял на псалмопении и, как оказалось, не покидал храма. Атаман пал к его ногам и просил научить путям спасения. Оставшись в монастыре, он окончил свою жизнь в тихом покаянии.

Его соперник по ремеслу молитвами старца тоже вразумился. Почувствовав пагубу своей души, он на месте разбойничьего притона основал обитель молитвы и подвизался в ней как инок Киприан. Новой жизнью он не только привел в забвение свое прошлое, но снискал уважение многих, а милостивый Господь за подвиги смирения и покаяния прославил его посмертными чудесами.

Так благотворна была жизнь прп. Адриана для глухого края, что в Царь Иоанн Васильевич сделал в монастырь большой вклад. Вот как повествует об этом «Олонецкий патерик». «В 1546 году Царь Иоанн Васильевич особенною грамотою еще отпустил щедрую милостыню. Последнее пожертвование Царя почти обеспечило существование пустыни и вызвало основателя в Москву.

Престольный град был тогда в ожидании разрешения от бремени добродетельной Царицы Анастасии Романовны. Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, советовали Царю взять в восприемники первого попавшегося на встречу путника и во избежание несчастливой, по предрассудку, встречи с монахом отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах московских, пока не будет совершено святое крещение царственного младенца.

В ночь на 1 августа 1549 года Царь Иоанн Васильевич был обрадован рождением дочери. Державный родитель велел немедленно привести с улицы первого встречного. Едва посланный вышел из царских палат – с ужасом увидел он пред собою престарелого инока! Услышав об этой встрече, Царь потребовал к себе ослушника его приказаний. Черноризец предстал и на угрозы раздраженного Царя отвечал с безмятежным спокойствием: «Великий Государь! Повели справиться: еще вчера вечером я был за 100 слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь»!

Посланы гонцы в указанное старцем место. Слова его подтвердились, и Царь уразумел в этом событии волю Божию. В смиренном чернеце он узнал бывшего царедворца: это был преподобный Адриан, – и, благоговея пред святой жизнью в иночестве, о которой он уже наслышался, удостоил его чести быть восприемником новорожденной Царевны Анны вместе с старцем Геннадием Сарарайским». Никонова летопись подтверждает это событие.

Когда Адриан возвращался из Москвы, крестьяне села Обжи, научаемые дьяволом, прослышав о милостивом приеме преподобному, умыслили овладеть царским даром. 15 мая (28 мая по нов. стилю) 1550  года за тридцать верст от обители они напали на старца и жестокими побоями пресекли его жизнь. Но в добычу убийцам досталась лишь странническая сума.

Так, от грабителей принял смерть тот, чья молитва не раз преображала сребролюбцев. Сама смерть, как духовный плод подвижнического пути, явила всесилие Бога живого, через смерть праведников вразумляющего грехопадший мир и предавая позору и бесславию злобную месть врага человеческого.

Спустя два года, 18 мая 1552 года, преподобный явился в сонном видении двум старцам и рассказал им о своей страдальческой кончине, указав путь к своей временной могиле. Он велел отпрячь белую крестьянскую лошадь одного земледельца и, пустив ее на волю, следовать за ней. Где она остановится — там и искать кости. На болоте, под грудой мха иноки обрели нетленное тело страстотерпца. Погребен он был сначала подле церкви святителя Николая.

Скоро началось почитание прп. Адриана: 26 августа/8 сентября, в день тезоименитства, и 17/30 мая, в день перенесения мощей. Убиение преподобного и явление его старцам изображено на иконах Ондрусовской обители.

Никольский монастырь, основанный преподобным Адрианом Ондрусовским, упоминается в писцовой книге 1500 года. Писцовые книги служили для сбора налогов и в них упоминались только монастыри, владевшие землей. Сведения о небольших монастырях появляются в конце XVI века в связи с бедствием, постигшим Карелию. В 1570 году началась новая большая война со шведами. В 1572 г. войска Германа Флеминга опустошили Корельский уезд.

На судьбах местных монастырей отразились и лихолетья русской истории конца XVI – начала XVII веков. Многим из них в смутное время пришлось пережить крупные потрясения и подвергнуться полному разорению от «литовских и немецких людей». Испытал на себе лютость врагов Отечества и Адрианов монастырь. В 1580-х гг. в Ондрусовой пустыни, расположенной на восточном побережье Ладожского озера, уцелела лишь одна каменная Никольская церковь, разбойники убили игумена и сожгли все деревянные строения.

С воцарением Дома Романовых Андрианова обитель была возобновлена. Сокрушительный удар по монашеству нанесла секуляризация духовных имений, проведенная при Екатерине II. В 1764 году Ондрусовский монастырь был упразднен.

Его новое возрождение связано с игуменом Валаамского монастыря Иннокентием, который в конце 80-х годов XVIII века был дважды чудесным образом спасен в Ладожском озере предстательством преподобномученика Адриана. В 1789 году иеромонах Иннокентий, застигнутый бурей на Ладожском озере близ бывшей Ондрусовской пустыни, дал обет постараться возобновить эту пустынь. Через месяц святитель Николай с преподобномучеником Адрианом явились ему, напомнили об обете и предсказали новое искушение. Через год старец Иннокентий опять был застигнут бурей на том же самом месте. Но не сразу удалось ему выполнить обещание. В 1813 году он увидел во сне, что он опять утопает, а старец-инок спасает его. «Кто ты, отче?» — спросил Иннокентий. «Я начальник этой пустыни, — сказал явившийся, указывая на Ондрусовскую пустынь, — и пришел напомнить тебе об обете». Только через 30 лет, в 1817 году, старец Иннокентий смог приступить к возобновлению пустыни. По усердным молитвам труженика нашлись и жертвователи — Семен Федорович Чусов и Андрей Сергеевич Сергеев, — на их вклады, наконец, было исполнено обещанное. Поднявшуюся пустынь, по ходатайству игумена, приписали к Валаамскому монастырю.

Император Александр I, осматривая в 1819 году Олонецкую губернию, пожелал поклониться прп. Адриану, взял проводником крестьянина и без свиты отправился к гробу святого. Здесь долго со слезами молился, а потом прислал сосуды и книги для храма.

В год основания самостоятельной Олонецкой епархии, в 1828 году, мощи святого были перенесены в новую каменную церковь Введения Богородицы во Храм. На месте мученической кончины Адриана, отмеченном лишь деревянным крестом, между 1882-м и 1885 годом поднялась благолепная часовня с колокольней. Побуждением к ее устройству послужило чудесное избавление в 1875 году местных жителей от сибирской язвы, по молитвам святого Адриана. В честь этого же события был установлен ежегодный крестный ход из села Обжи на святое место — 14 июня, в день перенесения иконы преподобномученика из Ондрусовской обители в часовню.

В народной памяти сохранилось сказание о том, как во время Великой Отечественной войны прп. Адриан Ондрусовский спас жителей села Обжи от неминуемой гибели. Карелия была тогда оккупирована финнами. В 1944 году на Карельском фронте началось большое наступление советских войск. В районе села Обжи велись сильные обстрелы из «катюш» и артиллерии. Но к началу наступления финны уже оставили деревню, о чем советские артиллеристы не знали. Поблизости от деревенских домов со страшным грохотом продолжали разрываться снаряды, все было затянуто гарью и дымом. Жители деревни, в страхе бежавшие из своих домов, вместе с домашним скотом залегли в глубокой канаве у реки. Чья-то корова, испугавшись стрельбы, выскочила из укрытия и увязла в болотистом месте у речки Обжанки. Но никто, из страха погибнуть, не решался помочь ей выбраться, пока обстрел внезапно не прекратился и не подошли передовые советские части. Только тогда жители села вышли из своего укрытия.

Передовые части пошли вперед, а через деревню потянулась вереница «катюш». Артиллерийский капитан подошел к селянам и стал всматриваться в их лица, как будто разыскивал кого-то. Осмотрев внимательно всех жителей, он спросил: «А где старичок, весь белый, с бородой?» Ему ответили, что в деревне такого нет. Тогда капитан рассказал, что, обстреливая район наступления, они направили «катюшу» и на деревню. Но вдруг из клубов дыма со стороны деревни появился бородатый старик. Он поднял руку, останавливая стрельбу, и сказал: «Здесь только мирные жители». Капитан хотел расспросить старика, кинулся к нему, а тот словно в дыму растаял.

Выслушав рассказ капитана, жительница села Обжи Наталья Бибикова вышла вперед и сказала, что это их преподобный Адриан Ондрусовский спас, небесный покровитель тех северных мест.

Каждый год в день памяти прп. Адриана, 8 сентября, паломники посещают место подвижнического подвига святого, как заповедный островок Надежды и Веры. Хотя в годы советской власти древняя Адрианова пустынь под всесокрушающем напором богоборцев была буквально стерта с лица земли, но неугасимый духовный огонь, подобно неопалимой купине, благодатно светит на этих священных просторах.

«Монашество, – пишет инок Всеволод, – духовная соль христианства. Оружие монаха в брани с невидимыми врагами – бесами особенное: покаяние, смирение и послушание воле Божией. Только так и возможно противостоять царству тьмы. Покаянное монашеское житие рождало и рождает тех дивных подвижников, за чьи молитвы Господь долготерпит и милует грешное человечество, призывая его вновь и вновь к покаянию. «Если бы мог познать суетный мир, что именно те, кого он презирает и чуждается, почитая за безумцев, вымаливают и омывают своими кровавыми слезами каждый новый день его жизни…»

В 2011 году началось возрождение Никольского Адриано-Андрусовского мужского монастыря на исторической территории Андрусовой пустыни. К настоящему моменту построены два братских корпуса, начато строительство третьего. В одном из них теперь находятся домовый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и братская трапезная. Ведутся раскопки руин Введенского и Никольского храмов. Над местом, где под спудом почивают мощи прп. Адриана Андрусовского, сооружена часовня с ракой. Для хозяйственных и бытовых нужд построены подсобные помещения. Произведен ремонт (осушение и выравнивание) ведущей к монастырю лесной дороги.

В обители постоянно проживают шесть человек братии, четверо из них иеромонахи, регулярно совершается Литургия. Монастырь существует и развивается на частные пожертвования. По мере распространения информации о подвижнических условиях жизни насельников понемногу увеличивается число прихожан из поселка Ильинский и близлежащих населенных пунктов.

 * В различных изданиях можно встретить двоякое написание имени святого - прп. Адриан Андрусовский и прп. Адриан Ондрусовский. Прим. веб-мастера

На главную
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru
 

SpyLOG