ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Митрополит Константин совершил Всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

25 июля 2015 года, накануне чествования памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Глава Карельской митрополии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе г.Петрозаводска.

Правящему архиерею сослужило духовенство Петрозаводской епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор соборного храма (регент – Евгения Корыхалова). В проповеди по окончании богослужения владыка Константин сказал:

«Дорогие братья и сестры! От всего сердца поздравляю всех вас и с воскресным днем, и с наступающим великим событием не только в церковной, но и государственной жизни: во вторник будет праздноваться 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира, при котором совершилось Крещение Руси.

Мы знаем, что зачатки христианства на Руси появились еще задолго до этого события. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный пришел на Киевские горы, водрузил там крест и произнес пророчество о великом и славном городе. Еще в IX веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий из Константинополя, столицы восточной части Римской империи, которую еще принято называть Византией, прибыли для просвещения славян к Херсонесу, теперь это окраина Севастополя, и встретили там христиан, по-видимому, это были и греки, и скифы, и славяне. Свв. Кириллу и Мефодию подарили книгу, написанную руническими письменами, это было Евангелие. Конечно же, примитивная письменность не выражала глубокий смысл Евангелия, и для передачи тончайших оттенков богословской мысли Священного Писания потребовалось использовать греческий алфавит, которому было уже около двух тысяч лет. Тем не менее, какие-то ростки уже были. Но державы, государства, мощной христианской страны, которая смогла бы тысячу лет нести подвиг хранения истинной православной веры, еще не было. И вот такую державу создает святой великий равноапостольный князь Владимир.

В Москве по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира состоятся торжества, в которых и мы примем участие. Во всех приходах Русской Православной Церкви будет оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 1000-летием преставления святого князя Владимира.

Я же сейчас хотел бы поделиться с вами мыслями о том, что было бы, если бы святой князь Владимир принял не христианство, а другую религию? Ведь у него был выбор: принять или иудаизм, или ислам, или западную христианскую традицию.

Если бы князь Владимир принял иудаизм, то Русь стала бы колонией великого Хазарского каганата. Мы все помним стихи: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Не славяне правили бы на Руси, а верхушка Хазарского каганата. Если бы выбор пал на ислам, то Русь присоединилась бы к азиатским ордам, которые и без ее участия грабили Европу, осаждали Будапешт, доходили до пределов Германии. Судьба христианства была бы под угрозой. И только Русь, ставшая православной, отстаивала христианство на своей огромной территории и косвенным образом защищала его на территории Западной Европы.

Но важно еще и то, что, если бы Русь приняла иудаизм или ислам, то не обрела бы Покров Пресвятой Богородицы. А сейчас мы занимаем первое место в мире по количеству православных храмов и монастырей, посвященных Божией Матери. Не случайно Русь называют Святой, не случайно Русь именуется Домом Пресвятой Богородицы. Мы были бы лишены самого главного преимущества и достоинства.

А если бы Русь при князе Владимире приняла христианство в западноевропейской традиции? В X веке официальный раскол Церкви на Восточную и Западную еще не произошел, это случилось в 1014 году. Что стало причиной разделения? Столетиями на Западе созревала ересь Filioque, и люди пели искаженный Символ веры, в текст которого были добавлены слова: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца и Сына исходящего». И только последователи восточной традиции, а князь Владимир принял христианство из Константинополя, продолжали петь неискаженный Никео-Константинопольский Символ веры.

Завтра наша Церковь отмечает день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов. На первом Вселенском Соборе, который проходил в Никее в 325 году, был выработан краткий Никейский Символ веры, заграждавший уста еретиков-ариан. А в 381 году в Константинополе Никейский Символ веры был дополнен, мы поем в храмах Никео-Константинопольский, или вселенский Символ веры. Этот Символ веры пелся по всей христианской вселенной, от пределов Индии, христианство там проповедовал апостол Фома, и до пределов Испании.

Но постепенно на Западе стали добавлять во вселенский Символ веры ненужные слова, и ко времени князя Владимира Запад пел искаженный Символ веры, который там поется и в настоящее время. И это искаженное христианство стало именоваться католицизмом, от которого затем откололся протестантизм.

Таким образом, если бы князь Владимир принял западную традицию христианства, то отказался бы от наследия Вселенских Соборов, и мы с вами не были бы продолжателями вселенской традиции и вместе с Западной Церковью погрузились бы в ересь.

Наша Русь, принявшая при князе Владимире истинное христианство, эта великая держава, раскинувшаяся на одну шестую часть суши Земного шара, на западе в пределах Прибалтики, на востоке до Тихого океана, хранила неповрежденный вселенский Символ веры. И мы счастливые люди, так как наши мужественные предки сохранили нам веру неискаженную, и наша задача – продолжать хранить эту веру, передавать ее своим детям и внукам.

Если бы князь Владимир поступил иначе, то я вам коротко очертил возможную геополитическую ситуацию. Вселенское христианство, наверное, было бы загнанной колонией на Балканах или где-нибудь еще. А так Русь, набравшись сил, с петровских времен начинает постепенно освобождать Северное Причерноморье от турок, Екатерина II основывает город Одессу, Суворов освобождает Крым, благодаря победоносным походам русских войск от турецкого ига постепенно освобождаются Болгария, Румыния, Сербия и остальные православные страны. Вселенское Православие становится религией, которую исповедуют многочисленные христианские народы.

Мы, дорогие отцы, братья и сестры, должны знать историческое значение подвига святого равноапостольного великого князя Владимира; мы должны чувствовать себя наследниками вселенской традиции.

Храни и благослови вас всех Господь. Еще раз поздравляю с наступившим воскресным днем и с наступающим днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru