ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Митрополит Константин возглавил служение Литургии в храме Воскрешения Лазаря Муромского мужского монастыря

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

16 августа 2015 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, Владыка Константин совершил Божественную Литургию в храме Воскрешения Лазаря Свято-Успенского Муромского мужского монастыря (Пудожский район).

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев), игумен Афанасий (Пименов), клирик Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска иеромонах Аркадий (Лозовский). После сугубой ектении была вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. На заупокойной ектении Владыка Константин вознес молитвы об упокоении души приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского (1924 – 1986 гг.) Антония (Мельникова), день тезоименитства которого пришелся на этот день.

По окончании Литургии Владыка Константин обратился к верующим со словами проповеди:

«Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с воскресным праздничным днем и наступившим Успенским постом, который призывает христиан к воздержанию и к углублению духовной жизни. У поста одна цель: вести верующих к святости, к этой основной и конечной цели всякой христианской жизни.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение о немилосердном заимодавце, побуждая нас самих прощать должникам нашим. Господь наш Иисус Христос приводит притчу о должнике (Св. Евангелие от Матфея 18:23 – 35). Один человек задолжал своему господину огромную сумму денег: десять тысяч талантов. Талант – единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке для измерения веса золота и серебра. Причем талант в том или ином античном государстве имел различную массу (от 16,8 - 60,4 кг). Таким образом, обозначенная в Евангелии сумма была огромной, ее практически невозможно было выплатить. И этот человек пришел, кланялся господину, просил его: «Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу» (Св. Евангелие от Матфея 18:26). Господин сжалился и простил ему весь долг.

И тогда этот человек нашел другого, который был должен ему мизерный долг и, схватив его за горло, стал душить, требуя немедленного возвращения денег. Должник, в свою очередь, тоже взмолился, говоря: «потерпи на мне, и все отдам тебе» (Св. Евангелие от Матфея 18:29). Но тот не пожелал ждать, бросил его по закону того времени в долговую тюрьму, тогда темница представляла собой яму, закрытую сверху решеткой, через которую иногда спускали воду и хлеб. Друзья этого должника пожаловались господину, который, воспылав праведным гневом, сказал: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Св. Евангелие от Матфея 18:32,33). И отдал его истязателям, пока не отдаст всего долга.

Мы отлично понимаем, дорогие отцы, братья и сестры, что вся эта притча – иносказание. Господин, который прощает нам огромные долги, – Господь Бог наш. Он прощает нам долги, чтобы мы вошли в Его Царствие, куда ничто нечистое не может проникнуть по определению. Мы даже не представляем степени своей греховности, своей нечистоты в глазах Божиих, и мы получаем прощение в Таинстве Исповеди совершенно даром.

Мы говорим: дар Царствия Небесного; мы причащаемся Святых Даров Тела и Крови Христовой. Постоянно звучит слово «дар». Мы его не заработали, мы трудимся не особенно-то и много. Даже этот промежуток времени, что мы трудимся: тридцать, сорок, даст Бог, пятьдесят лет, – он совершенно ничтожный по сравнению с вечным Царствием Небесным. Поэтому-то и считается, что мы Царствие Небесное получаем даром, а своими трудами изъявляем готовность, желание, стремление попасть в Царствие Божие. Наша доля трудов в приобретении Царствия Божия представляет собой какой-то небольшой процент, поэтому Господь и называет в притче совершенно запредельную сумму, которую человек должен отдать. Господь настолько свят, что, как написано в Книге Иова, Он даже в ангелах своих замечает недостатки (Иов 4:18), а человеческая святость, святость ангелов блекнут перед абсолютною святостью Бога. «Свят, свят, свят, Господь Саваоф», – воспевают ангелы. В Царствие Божие ничто нечистое не войдет.

Вот до какой степени мы должны очиститься, и это очищение, это прощение долгов наших происходит именно здесь, в Святой Православной Церкви, и прежде всего в Таинстве Покаяния. И часто бывает так, что человек, только что покаявшийся, очистившийся, приходит домой и начинает словесно грызть ближних: родители – детей, дети – родителей, тесть – невестку, вести бесконечные семейные распри. То, что касается в этой притче прощения грехов, не относится к служебным обязанностям, долгу защиты Отечества. Прощение – это не халатное отношение к своим обязанностям. Лукавством и леностью нельзя оправдать свое небрежное отношение к своим священническим, чиновническим, воинским, врачебным или иным другим обязанностям. Небрежное исполнение своих обязанностей заслуживает только одного – гневного возгласа Иисуса Христа: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Св. Евангелие от Матфея 17:17). Дорогие отцы, братья и сестры! Давайте будем ценить возможность очищаться для Царствия Небесного в Святой Церкви. Вспомним также притчу о закопанном таланте, о рабе лукавом и ленивом (Мф. 25:14- 30).

Успенский пост очень короткий. Мы, верующие люди, рано или поздно ощущаем его необходимость. Еще Тертуллиан в начале III века сказал, что «душа человека по природе своей христианка». Конечно, эта душа омрачена, заблуждается, мало что знает, бывает не просвещена духом Христова Евангелия, но, тем не менее, она ощущает и стремится интуитивно к чистоте.

Время Успенского поста – время чрезвычайно короткое, и нам следует исповедоваться и причаститься, простить своих ближних. Также мы должны проявлять смирение, потому что Господь наш Иисус Христос показал нам не только пример поста, когда постился 40 дней в пустыне, но и пример смирения, когда Он, по слову апостола Павла, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание к Филиппийцам 2:8). Дай Бог, чтобы и родители имели возможность, способность, талант и силу воспитывать своих детей в послушании Богу и Отечеству. Храни и благослови вас всех Господь. Паки и паки поздравляю вас с воскресным днем».

В своем ответном слове игумен Илия (Горбачев) поблагодарил Владыку Константина за радость совместного Евхаристического общения и выразил надежду на то, что архипастырские визиты в древнюю обитель станут регулярными.

В ходе архипастырского визита правящий архиерей осмотрел монастырские здания и встретился с насельниками, трудниками, гостями и паломниками обители.

Митрополит Константин выражает благодарность заместителю Главы Республики Карелия – Постоянному представителю Республики Карелия при Президенте Российской Федерации Соколову Михаилу Михайловичу за помощь в организации архипастырской поездки.

СПРАВКА. Муромский Успенский мужской монастырь основан в XIV веке прп. Лазарем Муромским и относится к числу древнейших общежительных местных монастырей.

В конце XIX века в Муромской обители стояли две каменные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы (1866) и пятиглавый храм во имя Всех Святых (1891), а также ветхий деревянный храм Богоявления Господня. На втором этаже каменного корпуса была расположена домовая церковь во имя свт. Николая, освященная в 1896 году. Над древним храмом Воскрешения Лазаря (1390) в 1887 году для сохранения уже тогда уникальной церкви построили храм-реликварий, в котором ныне братия обители совершает богослужения.

После национализации монастырское имущество было конфисковано. На территории Муромского монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 году здесь организовали сельхозкоммуну имени Троцкого. После Великой Отечественной войны в стенах обители разместился дом инвалидов, а с середины 1960-х годов Муромский мыс опустел. К концу ХХ века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, построенной из красного кирпича, разрушенный братский корпус.

Возрождение монастыря началось в январе 1991 года. В настоящее время подвижническими трудами крайне малочисленных насельников построена кровля храма Всех Святых, установлены окна и кресты, возведена алтарная часть, отреставрирована колокольня. Восстановлен братский корпус, в котором разместились зимняя церковь свт. Николая, трапезная, кельи. Закончено строительство деревянного здания второго братского корпуса и небольшой гостиницы для паломников. 19 сентября 2014 года в истории Муромского Свято-Успенского мужского монастыря произошло знаменательное событие: на возрождающийся храм Всех Святых были установлены купола и кресты. Завершается возведение Лазаревского храма – копии древнего храма Воскрешения Лазаря, ныне расположенного на о. Кижи.

В обитель, расположенную на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой, добраться нелегко. Вокруг одна тайга, а посреди пудожская деревня Гакугса – перевалочная база монастыря. От ее берега монастырские лодки отправляются по реке Гакугсе через Муромское озеро. К обители ведет единственная старая болотистая дорога.

Продолжается восстановление в г. Пудоже подворья Муромского монастыря. Совершаются ежедневные богослужения в старинном Александро-Невском храме (1905), возрождение которого уже завершено.

Игумен: игумен Илия (Горбачев)

Адрес: 186163, Республика Карелия, Пудожский район, Каршевская волость, п/о Гакугса

Адрес монастырского подворья в Пудоже: 186150, Россия, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 38б.

Интернет: http://muromski.cerkov.ru/

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru