ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Глава Карельской митрополии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко и духовенство соборного храма.

По окончании богослужения митрополит Константин поздравил молившихся с праздником Всеславного Успения Царицы Небесной. В своем архипастырском слове Владыка отметил, что в православной христианской жизни даже успение, смерть, пронизано оптимизмом воскресения, оптимизмом жизни вечной.

Прекрасное славянское выражение «успение» означает сон и подчеркивает, прежде всего, то, что эта смерть не является окончательной, безнадежной, которая хоронит все человеческие отношения – любовь, надежду и во многом человеческую жизнь лишает всякого смысла. Успение – это, прежде всего, надежда на воскресение.

Почему мы особо отмечаем праздник Успения Пресвятой Богородицы? Не только потому, что «гроб и умерщвление не удержаста» (кондак), как мы слышали сегодня в церковных песнопениях, но и потому что Матерь Божия постоянно ходатайствует пред Своим возлюбленным Божественным Сыном за весь человеческий род.

Пресвятая Богородица во время своей земной жизни пережила величайшие испытания и самую тяжелую скорбь, которую только может пережить мать, – потерю своего единственного Сына. Она стояла пред распятием и в полном изнеможении от собственных душевных мук видела мучительнейшую смерть своего Божественного Сына на кресте. Она слышала слова, обращенные к Ней со Креста на страшной Голгофе.

Прощаясь, Христос возлюбленнейшему Своему ученику Иоанну, не отходившему от Богоматери, сказал: «Жено, се Мати твоя» (от Иоанна, глава 19, 27). И обращаясь к Богородице, указывая на Иоанна Богослова, сказал: «Се сын твой». Истерзанный, замученный и умирающий Господь наш Иисус Христос позаботился о Пресвятой Деве Марии.

С тех пор Иоанн Богослов взял Матерь Божию под свою опеку и служил Ей, как сын, до Её кончины. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы, во время гонений, воздвигнутых Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Иоанн Богослов вместе с Пресвятой Девой Марией отправился в Ефес, в котором ему выпал жребий проповедовать Евангелие, и где апостол основал христианскую общину. Ефес – город в Малой Азии, ныне это территория современной Турции. Пресвятая Богородица жила в домике на склоне горы, в котором провела последние годы своей жизни.

Не случайно в Ефесе был созван третий Вселенский собор, который торжественно подтвердил православное учение о том, что подобает восхвалять Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа как единую Приснодеву и истинную Богородицу, поэтому на иконах мафорий Пресвятой Богородицы украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества).

Незадолго до кончины Пресвятая Богородица вернулась в Палестину и часто пребывала в тех местах, которые были связаны с последними днями земной жизни Ее возлюбленного Сына. Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к Себе, чтобы соединиться в Царстве Небесном со Своим Божественным Сыном.

Во время одной из таких молитв на месте вознесения Христа, Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и возвестил о скором окончании Ее земной жизни. Мы знаем о том, как исполнилось желание Богородицы снова увидеть всех апостолов, которые к тому времени проповедовали христианскую веру в разных местах. Святой Дух чудесным образом собрал их у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала своей кончины. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению Её пречистого тела. Они понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к Ее священному одру.

Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: преследователи слышали только шаги и пение, но никого не видели. Иудейский священник Афония из ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись ко гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся,  с верою исповедал величие Матери Божией и был исцелен.

Для нас важно и другое. Когда святой Андрей, Христа ради юродивый посетил своим мысленным взором Царство Небесное, он увидел там многих святых, но не узрел среди них Пресвятой Богородицы. И когда он спросил, почему он не видит Матери Божией, ему был дан ответ, что Пречистая Дева постоянно пребывает на земле, чтобы утешать скорбящих, приободрять унывающих, давать силы тем, кто потерял всякую надежду.

Только одна Матерь Божия, прошедшая столько человеческих испытаний и жесточайших скорбей, может утешить нас Своею святою любовью. Она всегда спешит помочь всем страждущим, прибегающим к Ней с мольбой как к всесильной Заступнице и Молитвеннице.

Наши предки, крепкие верой православные христиане, к своей смерти относились необычайно спокойно. Они верили в воскресение, называли смерть успением, переходом в мир иной. Именно отсюда у нашего народа такое особое отношение к празднику Успения Божьей Матери. Именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов на Руси. Главные соборы в Московском Кремле и в Троице – Сергиевой лавре – Успенские. Успению Пресвятой Богородицы посвящены и величайшие древние лавры Русской Православной Церкви – Свято-Успенская Киевская лавра и Почаевская лавра.

Вот насколько широко праздник Успения Пресвятой Богородицы почитается в православном христианском мире.

Дай Бог, чтобы Покров Пресвятой Богородицы всегда пребывал со всеми нами, над нашей Родиной, над нашими семьями, над каждым из нас.

Храни и благослови вас всех Господь.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год
Фото: Павел Скопец.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru