ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Правящий архиерей совершил воскресную Божественную литургию в старинном храме во имя Смоленской иконы Божией Матери г. Олонца

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

30 августа митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил Божественную литургию в Смоленском соборе г. Олонца.

Архипастырю сослужили: секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, благочинный Олонецкого округа, настоятель Смоленского собора г. Олонца протоиерей Михаил Тереняк, настоятель храма Спаса Нерукотворенного д. Еройла протоиерей Борис Пуговкин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Олонца протоиерей Виктор Колесников, духовенство Олонецкого округа.

На воскресной службе присутствовал Глава муниципального Олонецкого района Александр Михайлович Иванов.

В завершение богослужения Владыка Константин обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Дорогие о Господе отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с наступившим воскресным днем в эти дни памяти великого и необыкновенно радостного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Праздника, который дарует нам надежду и уверенность в том, что Пресвятая Богородица «во Успении мира не оставила еси». И как Та, чье сердце прошло оружие, когда Она видела Сына своего распинаема, как никто другой понимает боль, скорбь и горе простых людей, которые еще живут здесь на земле. И Матерь Божия являет свою помощь через свои чудотворные иконы, которыми во множестве усеяна наша земля Русская.

Раньше практически в каждом городе был Успенский храм, было много построено Успенских обителей. Наши благочестивые предки почитали этот великий церковный праздник, потому что успение понималось ими как временный сон. И поэтому к смерти они относились гораздо спокойнее и с надеждой, без того страха и ужаса, которые испытывают нынешние люди.

В это воскресенье на богослужении мы читаем отрывок из Евангелия от Матфея (Мф., 87 зач., XXI, 33-42), в котором повествуется о злых виноградарях. Руководители древнего Израильского народа задавали Иисуса Христу вопросы о том, кто Он такой? Кто дал Ему власть учить, творить чудеса. И Иисус Христос ответил им притчей о некотором домовладыке, насадившем виноградник. Когда было сделано все необходимое для благоустроения виноградника, «хозяин отдал его виноградарям», как было в обычае, с тем, чтобы уродившиеся плоды (любовь и поклонение) в условленном количестве доставляли ему.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.  36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

Но терпение хозяина виноградника не истощилось злодеяниями этих людей и он послал к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «постыдятся они Сына Моего».

Но логика злых виноградарей была искажена их жадностью, которая пропитала всю их естество. Они рассуждали совсем по-другому. Увидев Сына, виноградари стали говорить между собой: «это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили».

Сказав эту притчу, Спаситель обратился к учителям Израильского народа и спросил их: «Итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» И они ответили Ему: «злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои».

Этими словами они осудили самих себя.

Смысл этой притчи относится ко всем нам. Виноград – это народ Божий. Архиерей во время службы выходит на амвон и произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, и его же насади десница Твоя». Десница – правая рука, символ власти. В центре виноградника было установлено точило – это храм Божий и его вселенский жертвенник, на котором вино по молитвам Церкви и Святым Духом преосуществляется в Кровь Христову.

Под слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу, и которые большей частью были избиты иудеями. Был убит и последний ветхозаветный пророк Иоанн Креститель, о котором Господь Иисус сказал нечто таинственное: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11,11).

Таким был конец ветхозаветной эпохи: срам, жестокость, жадность, убийства.

Все предсказанное в притче сбылось: Иерусалим после распятия Спасителя был разрушен до основания римскими легионами, обложившими город, который считался неприступной крепостью, бо́льшая часть иудеев предана смерти, остальные рассеяны по всему миру.

А Благодать Божия над виноградником была отдана Христианской Церкви, Апостолам и их приемникам – пастырям Христовой Церкви, которые принесли обильные плоды добродетелей.

И длительное время первенствующим престолом христианского мира был Римский патриархат. Но Рим впал в гордыню, изменил Символ Веры, добавив в него несуществующие слова филиокве. Это была не только богословская ошибка, не только введение в заблуждение, но и преднамеренное действие. Рим, не имевший никакого права изменять вселенский Символ Веры, искажать его, пал в своей гордыне.

Второй Рим, Константинополь, в значительной степени погряз в дворцовых интригах, в бесконечных государственных переворотах. Когда турки подошли близко к Константинополю, весь епископат Константинопольской Церкви, кроме святителя Марка Эфеского, принял искаженный Символ Веры, как того требовал Запад, но город так и не получил от него обещанную военную помощь. Народ Византии не принял Ферраро-Флорентийской унии, и относя к ней как к предательству. А Константинополь с той поры перестал представлять огромную ценность в глазах Божиих, и турки его завоевали.

Третий Рим – это Москва, преемница и первого и второго Рима, которая верно хранит Православие до наших дней.

Но мы не имеем морального права с пренебрежением отзываться о первом и втором Риме, о древних израильтянах, потому что и в нашей стране в 1917 году совершилась страшная богоборческая революция. Революционные события того времени, как и нынешний киевский майдан, начинались под громкими лозунгами о справедливом обществе и всеобщем счастье. Громче всего кричали о коррупции царского двора, о предательнице царице – немке, об интригах Распутина, чтобы скрыть за этим шумом от народа подлинные цели революционного мятежа. И, в конечном счете, он закончился жутким богоборчеством, когда стали разрушать храмы, убивать в них православных верующих, духовенство, а монахов расстреливали прямо у стен древних обителей.

Но мы не можем во всех этих зверствах обвинять исключительно одних большевиков. Потому что большевики, грубые материалисты, не смогли бы нанести такие колоссальные разрушения, если бы русское общество в течение долгого времени не подготавливали к будущему перевороту, искажая духовную составляющую народа. Внутри страны велась ожесточенная борьба. Практически вся русская интеллигенция накануне революции была безбожной, она с подобострастием смотрела на Запад, который казался ей светочем. Но кончилось все это тем, что изгнанные из России высшая знать, дворяне испытали на себе трагическую участь иммигрантов. Они влачили жалкое существование на чужбине – в разных городах западных стран.

В январе 1908 года Иоанн Кронштадтский написал о своем видении судьбы России и мира. Он назвал будущие страшные даты в российской истории – 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 года. Первый год в этом ряду – канун Первой мировой войны, когда Русь находилась на экономическом подъеме, но, увы, теряла православную веру. Революция 1917 года могла бы не состояться, если бы не было февральского переворота и предательства Царя. Его арестовывали не рабочие и крестьяне, а высшие офицеры Генерального штаба Армии. Великие князья этому радовались и ходили по Невскому проспекту с красными революционными бантами. Но радость их была недолгой. Прошло несколько месяцев, и к стенке их поставили уже большевики. Вот к чему приводит потеря веры.

Сейчас мы, дорогие отцы, братья и сестры, тоже часто уподобляемся нерадивым виноградарям. Сейчас мы живем в процветающей, свободной и независимой стране. Наша Православная Церковь свободна как никогда. Мы можем свободно ходить в храм, можем в школе учить своих детей основам православной веры, что еще недавно было совсем нереальным. Но немногие из вас сегодня выбирают модуль «Основы православной культуры». Этот школьный предмет дает детям не только какой-то определенный набор знаний, но и воспитывает в них чувство порядочности, уважительное отношение к старшим, любовь к Богу, любовь к своей Отчизне и малой Родине. Увы, в Карелии только 10 процентов родителей пожелали учить своих детей основам родной, православной культуры.

Мы сейчас свободны, мы наслаждаемся этой свободой, но мы ее не ценим. Как долго Господь будем нас еще терпеть, мы не знаем. Всему приходит конец. Поэтому пусть эта притча о злых и нерадивых виноградарях, которые не озаботились в свое время отдавать часть собранного ими урожая Хозяину виноградника, поможет нам одуматься.

Какую часть мы должны отдавать Богу? Самое дорогое – это время молитвы. Известно, что во время молитвы Бог во много раз продлевает нам жизнь. Это и время, когда мы ходим в церковь и подаем нашу скромную жертву на храм, на его строительство и благоукрашение. Это и приношение, когда мы учим своих детей любить Бога, чтить Пресвятую Богородицу, любить Родину. Все это и является нашей жертвой Богу, которую мы должны Ему отдавать. А не только собирать все для себя, потому что все, что мы собираем для себя, достанется только гробу.

У верующего человека есть любовь к Богу и уверенность в жизнь будущего века, которая никогда не кончается. И здесь мы снова вспоминаем праздник Успения Пресвятой Богородицы: «…во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

С праздником всех вас. Храни и благослови вас Господь по молитвам Пресвятой Богородицы».

Историческая справка. Собор Смоленской иконы Божией Матери (1828) на острове Мариам, у слияния рек Мегреги и Олонки. Освящён в 1820 году. В 1819 году Олонец посетил Александр I. Церковь, в которой он молился, уже была в ветхом состоянии. Царь назначил 20 тыс. рублей на ремонт или постройку нового храма. К строительству приступили в 1824 году. Установить, по какому проекту какого архитектора он сооружён, пока не удалось. После революции собор оказался в полуразрушенном состоянии. Он потерял все свои высотные части — от колокольни до глав и служил кинотеатром, а с 1974 года — музеем. Вход в здание был сделан с востока, для этого в алтарной части прорубили дверь. Возвратили храм верующим в марте 1992 года. Его бывший архитектурный облик был почти полностью восстановлен в 2010 году.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru