ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Митрополит Константин совершил Литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, 6 сентября, Владыка Константин совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» п. Марциальные воды Кондопожского района.

Архипастырю сослужили секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко и служащий священник храма иерей Петр Кирьянов. После сугубой ектении Его Высокопреосвященство вознес молитву о мире на Украине.

По окончании литургии митрополит Константин обратился к духовенству и пастве со словом проповеди:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В Евангелии от Иоанна, в Евангелии от Матфея повествуется о Царствии Божием. Нет в человеческом языке слов, которыми можно было бы передать эту потустороннюю реальность, каждое человеческое объяснение, растолкование является односторонним, блеклым и тусклым. Апостол Павел, который был вознесен в Рай, как написано в его посланиях, и слышал там неизреченные глаголы, слова, которые невозможно передать, повторил только слова ветхозаветного пророка Исаии: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Первое послание к Коринфянам 2:9).

Поэтому Господь наш Иисус Христос говорил о Царствии Божием только в притчах, с учетом психологии, рода занятий и характера тех людей, которым Он проповедовал. Если это происходило в домашней обстановке и присутствовало много женщин, Он говорил им притчу о домохозяйке, которая решила испечь хлеб. Вот она взяла меру муки, положила туда дрожжевую закваску, и тесто подошло. И всем было все понятно, что притчей Господь требуется от человека преображения. О том, каким будет это преображение, мы слышим в праздник Воскресение Христово, когда Иисус Христос проходил «дверем затворенным».

Когда Иисус Христос проповедовал земледельцам, Он сравнивал Царствие Небесное с маленьким горчичным зернышком. Вырастая, оно превращается в самый большой злак, в ветвях которого птицы небесные вьют себе гнезда. И всем было понятно, что этот распустившийся злак – это Царствие Божие, потому что маленькое – это сердце человека. А Царствие Божие начинается в сердце человека. И вот когда оно заполняет сердце, оно разрастается, и в Царствии Божием птицы вьют себе гнезда. Там находятся души ангелов, души святых, души праведников.

Когда же Он говорит с гордыми, наглыми и надменными иудейскими учителями фарисеями, подменившими закон Моисеев своими талмудическими предписаниями, за которыми подлинного ветхозаветного Откровения не стало видно и слышно, то Иисус Христос обращается к ним, как людям, чтущим только силу. Он им приводит притчу, о которой мы слышали сегодня в Евангелии.

Один царь, который решил созвать людей на брачный пир. Были заколоты тельцы, приготовлены палаты, сделано все, чтобы вот этот брачный пир у царя наполнился гостями. И он послал своих гонцов к избранным. Но эти избранные стали под всякими благовидными предлогами говорить: «Я купил себе имение, пойду посмотреть», «Я купил себе землю, пойду посмотреть», «Я занят». А затем, чтобы этот царь не надоедал им своими посланиями, они решили рабов, посланников этого царя оскорбить и убить.

Такова участь практически всех ветхозаветных пророков, большинство из которых были замучены своими же единоплеменниками изуверским способом. Последний величайший пророк Ветхого Завета, который уже входил и в Новый Завет, Иоанн Креститель, был обезглавлен во дворце царя Ирода под хохот пьяной толпы. Танцовщица бесстыжая несла отсеченную голову Иоанна Крестителя на блюде. Это уже вершина беззакония и вседозволенности.

Господь спрашивает и говорит вместе с тем, что тогда царь разгневался и послал своих оставшихся слуг: идите на все стороны, на север и на юг, на восток и на запад, и собирайте всех, потому что царство, стол, трапеза уготованы. И прошли, и сели, вошли в эту трапезу и с севера, и с запада, и с востока, и с юга, в том числе и с нашей северной стороны, Карелии, России, сошли в это Царствие Небесное.

Но не все оказались достойны. Когда господин вошел посмотреть, то увидел человека не в брачных одеждах. Что значит не в брачных одеждах? Некоторые думают, что, может быть, этот человек был беден, или путник с дороги. Но тогда было такое правило: человек, которого приглашали на пир или он входил в ветхозаветный храм, или в синагогу, был путник или беден, ему давали определенную одежду, чтобы он мог надеть ее поверх своей одежды.

Например, при входе в храмах на юге стоит корзина, где женщины, которые не могут зайти в храм в шортах или брюках, могут взять для себя юбку, платок. Такая древняя традиция есть в греческих монастырях. Следовательно, этот человек, о котором говорится в притче, пренебрег тем, что ему давали.

Но царь разгневался не сразу, он обращается к человеку, который проник на пир, со словом: «Друг, а почему ты не в брачных одеждах? На входе каждому давали. Ты своим видом оскорбляешь, ведешь себя вызывающе. Ты намеренно так поступил. В чем дело, друг? Объясни!». И тому человеку нечего было сказать в ответ. Он просто молчал, и царь говорит: «Свяжите ему руки и ноги и бросьте во тьму кромешную». Для нас и для всех гордецов обращены слова Иисуса Христа, который закончил притчу словами: «Много званых, но мало избранных» (Евангелие от Луки 14:24)

И эта притча относится ко всем нам. Сколько здесь, в Марциальных водах, живет народа, и сколько людей пришли сегодня в этот храм. «Много званых, да мало избранных», – со скорбью обращается к нам Иисус Христос.

Вот такое наше духовное состояние. А эти чистые одежды, которые даются нам при входе в Царствие Небесное, – это таинства, которые мы получаем в Церкви. Если мы будем исповедоваться, очищаться в Таинстве Исповеди от своих грехов, если будем причащаться, то будем достойными участниками брачного пира. Иисус Христос – глава Церкви, Церковь Святая – это Невеста Христова. И тогда мы не услышим укоризненного голоса Бога Вседержителя: «Друже, а ты сюда в этих замаранных одеждах как зашел?» Одежды – это символ, который понятен каждому из нас.

Преподобный Нил Синайский говорит, что сей мир со своими радостями и скорбями подобен на тень и колесо от телеги. Как тень непостоянна, так и все в этой жизни крайне непостоянно. А колесо крутится, так и наша жизнь закручивается. Сейчас практически в каждом доме есть Священное Писание, но мы бестолково тратим свое время перед телевизором, вместо того, чтобы читать в день хотя бы по одной главе Евангелия.

А чтение Евангелия, добрые дела, молитва – это те чистые одежды, которые делают нас достойными вхождения в Царствие Небесное.

Храни и благослови вас всех Господь! И даруй нам Бог по молитвам Пресвятой Богородицы возлюбить Господа нашего всем сердцем, всем помышлением своим. Аминь».

Затем было совершено молебное пение о сохранении творения Божия. Чин данного молебного пения, который был утвержден на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 41), отныне будет совершаться во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru