ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


В день чествования небесных покровителей семьи и брака Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

13 сентября 2015 года, в день чествования святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, небесных покровителей семьи и брака, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе. Правящему архиерею сослужило духовенство Петрозаводской и Карельской епархии.

После чтения Евангелия Его Высокопреосвященство обратился к многочисленным верующим со словами проповеди:

«Только что мы прослушали короткое, но удивительно содержательное повествование Евангелия от Матфея, в котором говорится о наибольшей заповеди. После того как Иисус Христос посрамил Своими ответами господствующую в древнем Израиле партию саддукеев, людей либеральных, маловерующих, к Нему подошла другая партия, представители которой Его спрашивали, тоже искушая: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Св. Евангелие от Матфея 22:36). Если бы Спаситель назвал одну заповедь, то, следовательно, Его можно было бы обвинить в том, что Он не почитает остальные девять. Вопрос непраздный, ведь тогда, 2000 лет тому назад, заповеди Божии, которые получил Моисей на горе Синай, так обросли второстепенными и третьестепенными комментариями, подробностями, предписаниями, трудно исполнимыми обрядами, что главное – живой дух пламенной веры Завета – угашался за этими мертвящими деталями и подробностями.

Иисус Христос Своим Евангелием оживил дух Завета, но прежде мы слушаем ответ Христа о том, что самая большая заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…» (Св. Евангелие от Матфея 22:37). Вдумаемся в слова Евангелия, отметим, что на первом месте стоит сердце, на втором – душа, синоним всей жизни человека, и только на третьем месте – разум. Это, между прочим, объясняет и то, почему в храмах так много женщин.

Возлюбить Господа «всем сердцем своим» значит отдать Богу свое сердце, «всею душею» значит всей жизнью, а не просто отвлеченным разумением, теориями, подобными теориям некоторых философов, писателей, которые любили все человечество, а многих ближних своих ненавидели, ненавидели Церковь. Большевики хотели осчастливить все человечество, но свою страну, Россию, залили кровью по колено. Это не любовь, это ненависть к ближнему своему.

Говорить о второй заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Св. Евангелие от Матфея 22:39) трудно, потому что в наше время ни одно слово так не опошлено в быту, как слово «любовь», поэтому трудно обращаться со словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Бог есть Любовь» (Первое послание Иоанна 4:8) к молодому поколению, говорить молодым людям о любви к Родине, к Богу.

Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам воспевает любовь. Ни в одной религии мира нет такого гимна любви, какой есть в Новом Завете. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание к Коринфянам 13:1-8).

Поэтому, когда Иисус Христос говорит: «Возлюби ближнего своего», то мы должны знать, что это за любовь, ее признаки перечислил апостол Павел. Часто люди задают такой вопрос: есть люди, своими поступками позорящие род человеческий, прогневляют Бога и ближних, как же мы можем их любить? Святые отцы отвечают: «Ближнего своего надо любить; грех, который он совершил, ненавидеть».

После того как Господь Иисус Христос объяснил эти две величайшие заповеди, которые относятся к Богу и человеку, Он постепенно переходит к своему Богочеловечеству. Иисус Христос – совершенный Богочеловек. Он – Божество в своей полноте, единосущен Отцу и Святому Духу, и Он человек, во всем подобный нам, кроме греха. Христос задает вопрос фарисейским учителям-законникам: «что вы думаете о Христе? чей Он сын? (Св. Евангелие от Матфея 22:42), т.е. из какого он колена, из какого поколения. Ему отвечают: «Давидов» (Св. Евангелие от Матфея 22:42). И Он задает следующий вопрос: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Св. Евангелие от Матфея 22:43-45). В ответ молчание; они ушли посрамленные.

Таким образом Господь подводит к тому, что полнота любви заключается в Нем. Иисус Христос есть воплощенная Любовь. Тот, кто любит Христа, тот воплощает свою любовь и к Богу, и к храму, и к Церкви, которую Иисус Христос стяжал Своей любовью. Дай же Бог, чтобы мы пребывали в любви к Господу нашему Иисусу Христу. Аминь».

По окончании богослужения был совершен молебен святым благоверным князю Петру и княгине Февронии. Затем Владыка Константин вновь поздравил верующих с воскресным днем, а также днем памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи в православном мире. «Они полностью осуществили тот идеал любви, о которой сегодня говорилось в Святом Евангелии от Матфея, который воспел также святой первоверховный апостол Павел в своем Послании к Коринфянам, – подчеркнул архипастырь, –поэтому мы так и чтим святых Петра и Февронию, покровителей семьи в нашем Отечестве».

Далее в торжественной обстановке митрополит Константин вручил архиерейские грамоты семьям, являющимся примером благочестивой христианской семьи.

Были награждены:

Семьи, долго прожившие в браке:

  • Протоиерей Владимир Кадыков и матушка Валерия (54 года совместной жизни);

  • Александр Федорович и Маргарита Александровна Котовы (37 лет совместной жизни).

    Многодетные семьи

  • Протоиерей Анатолий Вяхирев и матушка Наталья;

  • Протоиерей Михаил Тереняк и матушка Ирина;

  • Иерей Николай Белов и матушка Наталья;

  • Диакон Дионисий Битарашвили и матушка Татьяна.

  • Андрей Петрович и Светлана Георгиевна Мишкель;

  • Сергей Евгеньевич Меньших и Наталья Мансуровна Идрисова;

  • Сергей Петрович и Виктория Викторовна Туленковы.

    Благодарственное письмо получила Тетеревлева Тамара Петровна. Правящий архиерей выразил Тамаре Петровне благодарность «за многолетний добросовестный труд на благо Церкви». «В меру своих сил и возможностей Вы стремитесь внести посильный вклад в общецерковное делание, – сказал митрополит Константин. – Только благодаря общим усилиям членов Церкви, труду каждого верующего становится возможным то духовное возрождение, свидетелями которого мы являемся в настоящее время».

    От лица награжденных к Его Высокопреосвященству обратился настоятель прихода храма вмч. Пантелеимона п. Гирвас Кондопожского района протоиерей Анатолий Вяхирев. «Крест многодетности действительно тяжелый крест, – отметил священнослужитель, – но и счастливый, и радостный. Хочется верить, что этот пример, который мы сегодня увидели, сподвигнет и другие семьи брать на себя такой крест».

    Затем на территории Александро-Невского кафедрального собора начался главный семейный праздник года – День Петра и Февронии, организованный приходом Александро-Невского кафедрального собора, Благотворительным фондом «Утешение», КРОО «Арт шатер» и Карельским Фондом им. Александра Невского.

    В рамках праздника состоялся концерт с участием известной исполнительницы духовных песнопений и романсов Ирины Скорик, петербургской группы «Атриум», ансамбля казачьей песни «Алатырь» и других музыкальных коллективов. Для гостей праздника были организованы благотворительная ярмарка, конкурсы и игры для детей и взрослых, угощение, катание на каруселях, мастер-классы по прикладному искусству и многое другое.

    Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

    Фото Ильи ТИМИНА, Ирины ТАТАРИНОЙ, Юлии НАУМОВОЙ, Наталии ФРОЛОВОЙ

    См. также:

  • © Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
    При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru