ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Глава Карельской митрополии возглавил служение Божественной литургии в храме свт. Николая Чудотворца г. Сортавала

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

1 ноября 2015 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, общероссийский день траура по погибшим в авиакатастрофе в Египте, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил служение Божественной литургии в храме свт. Николая Чудотворца г. Сортавала. По окончании Литургии Владыка Константин совершил заупокойную литию по погибшим, вознес молитвы о упокоении душ всех, «в крушении самолета над землей Синайской погибших».

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Приладожского округа, настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко, секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, духовенство храма. Богослужебные песнопения исполнил хор свт. Николая Чудотворца г. Сортавала (регент – иерей Антоний Радин).

По окончании Литургии митрополит Константин обратился с приветственным словом к прихожанам Никольского храма.

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы только что слышали в погребальных песнопениях вечные слова, которые находят еще источник в Библии: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). Но состояние этой земли бывает различным, о чем сегодня подробно повествовалось нам в Евангелии от Луки (8:4-8.), где говорится о сеятеле, который вышел сеять семя. Одно семя упало при дороге и было затоптано, другое упало в каменистую почву, быстро проросло, но потом завяло. А третье упало в тернии, которые его заглушили, и, наконец, одно семя попало в добрую здоровую почву.

Земля – это человеческое сердце, которое у всех людей разное. Даже у одного и того же человека в разные периоды его жизни состояние его сердца бывает совершенно различным. Семя – это слово Божие, которым содержится всё в мире. И мало того, сам мир был создан Божественным Всемогущим Словом. На Пасху мы слушаем, как по всей Вселенной ликующе и торжественно звучат слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Св. Евангелие от Иоанна 1:1).

Когда мы с вами читаем Евангелие, то обращаем внимание на то, что первое слово в Евангелии написано с большой буквы, потому что в греческом варианте (а Новый Завет был написан на греческом языке) Logos на русский язык невозможно перевести только термином «слово». Logos – это идея, способная материализоваться, это мысль, способная воплощаться. И Бог наделил словом самое высокое Свое творение – человека, который может выражать свою мысль, и мысль может материализоваться. Только человек почтен даром слова.

То, как человек с этим высоким даром поступает, зависит от восприятия им Слова Божия. Если слово-зерно упало при дороге, то оно оказалось покрытым дорожной пылью, затоптано в грязь проходящими толпами. И это Божественное зерно не прорастает. Прилетают хищные птицы и склевывают его. Хищные птицы – это злые помыслы, демоны, бесы.

К зерну, которое падает в каменистую почву, пробивается солнце. Оно быстро прорастает, но не имеет возможности глубоко пустить корни. Есть даже в русском народе такое выражение о человеке поверхностном: «Человек, неукорененный в истине, в правде». В этом случае ростки быстро засыхают. Так же и люди, которые под влиянием какой-то моды на религию начинают интересоваться Священным Писанием, но, не имея укорененности в Православии, быстро увядают.

Положение людей, чье сердце подобно земле, заросшей бурьяном, тоже не лучше. На земле, заросшей сорняком, тернием, колючим кустарником, семя всходит долго. Бурьяны на ней надо долго выпалывать. Если этого не делать в Таинстве Исповеди, то сердце становится похожим на землю, заросшую колючими кустарниками, тернием и сорняками, вытягивающими из земли все ее питательные соки и жизненную силу. Поэтому мы ходим в церковь, причащаемся и исповедуемся. И, наконец, зерно, которое упало на добрую почву, удобренную молитвой, добрыми делами, чтением Священного Писания, прорастает и дает многократный плод.

И завершает Господь наш Иисус Христос эту грозную притчу обнадеживающими словами, одновременно предостерегающими: «кто имеет уши слышать, да слышит! (Св. Евангелие от Луки 8:8). Каждый из нас знает эту притчу, но является ли она руководящим началом нашей жизни? Мало просто слышать, надо, чтобы услышанные слова стали для нас руководящим действием.

Будем относиться к слову Божиему бережно. Очень плохо поступают те люди, которые нецензурно выражаются, бесовским образом оскорбляя величайший дар Божий. Будем стремиться, чтобы слово Божие, подобно зерну, падало на добрую почву нашего сердца и приносило добрый плод Богу, Церкви и окружающим нас людям. Храни и благослови вас всех Господь. Аминь".

Владыка передал в дар в библиотеке прихода свой богословский труд «И познаете Истину», номер альманаха «Родная Ладога» и методическое пособие по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства «Церковный древлехранитель». Настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко поблагодарил Владыку Константина за совместную молитву. От лица сортавальцев митрополита приветствовали глава Сортавальского района Сергей Владимирович Крупин и заместитель главы администрации района Елизавета Владимировна Ткачёва. Затем митрополит Константин преподал верующим архипастырское благословение.

Справка. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Сортавале, построенная на средства коммерции советников петербургских купцов 1-й гильдии братьев Григория и Стефана Петровичей Елисеевых (владельцев и поныне знаменитых Елисеевские магазинов Москвы и Питера) в 1873 году, корнями связана с историей Северного Приладожья.

Построенная в Сортавале в конце XIX века, церковь по преемственности первоначально была освящена во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла. История строительства началась с того, что место под новую каменную церковь в городе выбрали на пересечении улиц Йоханнескату (ныне – улица 40 лет ВЛКСМ), Кирккокату (улица Горького) и Николаевской (улица Карельская). Строительство намечалось масштабное, и маленькому приходу оно, естественно, было не под силу. Но нужды православных сортавальцев оказались близки петербургским купцам Елисеевым. Они взялись за дорогостоящее строительство и не поскупились.

Новую церковь возводили по проекту известного русского архитектора статского советника Николая Павловича Гребенко (1820-1880), строившего храмы в Петербурге и которому купцы Елисеевы доверили реконструкцию своего дома на Невском проспекте. Церковь строили всего три года. После утверждения в 1869 году проекта храма, на следующий год освятили место, а затем из сердобольского гранита возвели прочный фундамент.

Храм построен в русском стиле. К основному объему с запада примыкает колокольня, через основание которой устроен вход. Мощный световой барабан увенчан ребристым покрытием с центральной главой, которую венчает православный Крест, характерный для домонгольского периода. Поставленные между ветвями Креста слабо выраженные четыре главки играют в основном декоративную роль, отвечая требованиям официального пятиглавия. Помещение церкви рассчитано на 270 прихожан.

Иконостас церкви также спроектировал Н. П. Гребенко. По рисунку архитектора резные и позолотные иконостасы были изготовлены поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича позолотных дел мастером К. Серебряковым. Иконы написал академик художник Павел Саввич Шильцов (1820-1893), известный росписью Успенского собора в Хельсинки.

Церковь имела три престола: основной – Петра и Павла, справа – во имя Успения Анны, слева – Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Предел в честь Успения Анны освятили 15 октября 1872 года. А два других освящал митрополит Исидор 15 (26)июля 1873 года.

С самого начала храм обнесли железной оградой на каменном фундаменте, а в начале XX века вокруг него высадили зеленую изгородь из деревьев и кустарников. В этом достойном обрамлении его видят жители города и сегодня.

В 1913 году, когда была учреждено Сердобольское викариатство Финлядской епархии во главе с епископом Сердобольским Киприаном, храм стал соборным.

В тяжелые времена богоборчества храм претерпел разорение. Но в 1946 году, когда с Валаама увозились бесценные сокровища Свято-Преображенского мужского монастыря, некоторые из храмовых икон экспроприаторы церковного имущества по своей прихоти решили оставить в обобранной же ими Никольской церкви. Позвали священника и предложили: «Бери, какие хочешь». Возблагодарив в сердце Бога, священник поспешил выбрать хотя бы небольшую часть из предлагаемого ему богатства, зная, что все оставшееся будет безжалостно уничтожено. Сегодня перед этими спасенными образами молится нынешнее поколение прихожан Никольской церкви. Среди них находится и древний чудотворный образ святителя Николая, почитающийся верующими всей Карелией.

Спустя годы, усилиями прихода и жертвователей Никольская церковь вновь стала «жемчужиной Северного Приладожья». На прихрамовой территории установлен памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Ежегодно проводятся приходские фестивали «Свет Вифлеемской звезды» и пасхальные праздники. Под руководством клирика храма иерея Антония Радина работает приходская школа звонарей. Знаменит г. Сортавала также великолепным пением клиросного хора.

2 августа прошлого года, в день Пророка Илии, в духовной истории Сортавальского района произошло знаменательное событие: в небе над г. Сортавала был совершен «самолетный» крестный ход. На борту самолета Piper Malibu Mirage находился благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко с иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Во время воздушного шествия были вознесены молитвы за жителей Сортавальского района.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru