ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Правящий архиерей возглавил служение Литургии в храме во имя св. вмч. Пантелеимона г. Петрозаводска

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

29 ноября 2015 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в храме вмч. Пантелеимона г. Петрозаводска. Правящему архиерею сослужило духовенство Петрозаводской и Карельской епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Ирины Антипиной.

По окончании богослужения архипастырь обратился с проповедью, в которой объяснил значение евангельского зачала о милосердном самарянине, прочитанного сегодня за Божественной литургией.

"Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю всех вас и с воскресным днем, и с началом Рождественского поста! Пост - это время особенных подвигов для каждого христианина. И он распространяется не только на наше тело, на определенную пищу. Тело неразрывно связано с душой, поэтому мы заботимся о душе, прибегая к Таинству Покаяния, Таинству Исповеди. Но если бы мы заботились только о своем теле и своей душе, то, конечно, в этом посте была бы большая часть какого-то утонченного эгоизма. Поэтому, как правило, в это время Святая Церковь для назидания нам предлагает Евангельскую притчу о милосердном самарянине. Этой притчей мы призываемся не просто к тому, чтобы любить отвлеченного человека, отвлеченных людей, а оказывать самую конкретную помощь: либо медицинскую, какая была оказана этим милосердным самарянином, либо материальную, либо какую-нибудь другую. Эта притча учит нас оказывать помощь всем, не взирая на национальность, вероисповедование.

Господь наш Иисус Христос, проповедуя, учил. Простой народ воспринимал Его слово с радостью, воодушевлением. Хитрые и лукавые иудейские законники пытались Его спровоцировать, подловить на каком-нибудь слове. Один законник, т. е. учитель Закона Божьего, Ветхого Завета, иудей, по всей видимости, изощренный в спорах человек, спрашивает Иисуса Христа: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). Иисус Христос сказал ему: «В законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10:26) и назвал главнейшую заповедь, к которой сводятся все другие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:29). «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (Лк. 10:30-32). Ни иудейский священник, ни левит, служители Ветхого Завета, словно не заметив несчастного, проследовали далее своим путем, не оказав никакой помощи своему единоплеменнику и единоверцу, тогда как в Ветхом Завете строго предписывалось поддерживать нерушимость этих религиозных и этнических связей. Надежды на спасение у этого несчастного избитого и ограбленного падали, но, как говорится, надежда оставляет человека последней. И снова он видит в дали какого-то путника на ослике. «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился» (Лк. 10:33). Присмотревшись, он понимает, что это, увы, не еврей, не иудей, а самарянин и, наверное, всякая надежда на то что, ему окажут помощь, на то, что его просто не добьют у него исчезла. Потому что, мы знаем из Евангелие, самаряне и иудеи страшно враждовали. Они просто ненавидели, не переносили друг друга. Можно себе представить, что почувствовал избитый, ограбленный, еле-еле живой путник, когда священник проехал мимо, не оказал никакой помощи, другой единоверец и единоплеменник только остановился и с любопытством посмотрел, ничего не сделав. Чего же можно было ожидать от этого самарянина? В лучшем случае просто пройдет. Однако этот самарянин «подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34). Вино обладает слегка кислым вкусом, хорошо очищает раны. «И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:34-35).

Рассказав эту притчу, Иисус Христос задает вопрос хитроумному законнику: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). У законника не хватает смелости сказать, что ближним был самарянин и он ответил более-менее уклончиво: «Оказавший ему милость» (Лк. 10:37). «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

Эта притча, которая обычно читается перед Рождественским постом или в начале Рождественского поста учит нас, что надо заботиться не только о себе, о своем теле, т. е. соблюдать пост, своей душе, т. е. исповедоваться, но и любить ближних своих и оказывать им конкретную помощь. Вот тогда этот Рождественский пост будет полноценным. С окончанием поста мы будем встречать Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Который является Спасителем всего мира. Иисус Христос не хочет, чтобы люди погибли, будь то в России, в Африке, в Азии, в Америке или где-либо еще. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).Вот, что мы должны запомнить, дорогие отцы, братья и сестры.

Но притчи Господни гораздо глубже, они имеют не только обычный, житейский, но и духовный смысл. Вот этот избитый путник, который шел из Иерусалима в Иерихон – это образ всего человечества. Почему? В духовной, религиозной истории Иерусалим –это место святости. Дорога между Иерусалимом и Иерихоном ужасная, дикая. В пещерах у дороги обитали разбойники. Вот это человечество от святости Иерусалима двигалось по пути к языческим удовольствиям, символом которых был Иерихон. И на этом пути подстерегают разбойники. Разбойники не только телесные, но и разбойники духовные: дьявол, бесы, вся эта бесовская нечисть, которая оставляет человека голым, израненным, больным и избитым, еле-еле живым. Ветхий Завет в лице своих священников оказался не в состоянии помочь этому израненному, избитому, в буквальном и переносном смысле обворованному духовно человечеству. Все они проходили мимо. И только самарянин оказал помощь. Самарянин – это образ Иисуса Христа, а то, чем, он омывал раны – это образы Таинств. Вот, что исцеляет и возрождает человека: благодать Святого Духа, елей, и вино, Кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Очень важно в притче и то, что Иисус Христос указал на самарянина для того, чтобы народы преодолевали этническую ненависть и рознь. Но есть еще и другое, более глубокое толкование. Часто спрашивают: Кто есть Иисус Христос? Мы знаем, что по матери он из рода Давидова, Иосифова. Отец же его – Отец Небесный. Апостол Павел называет Иисуса Христа Новым Адамом. Как в первом Адаме были заключены начатки всех национальностей, всего мира в Адаме и Еве, так в Иисусе Христе, Новом Адаме, заключены начатки всех национальностей всего мира. Поэтому мы говорим, что Иисус Христос – наш сродник. Все народы мира имеют в нем своего Представителя. Вот какой, дорогие отцы, братья и сестры, мы должны сделать и богословский, и практический вывод из этой краткой притчи о милосердном самарянине, вступая на поприще Рождественского поста.

Заканчивается притча тем, что добрый самарянин отвез израненного иудея в гостиницу и сказал гостиничнику: «Если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:35). Эта гостиница тоже имеет духовное значение. Гостиница на земле, где человек получает больше, чем дает – это наша Церковь. Здесь дается все необходимое для нашего здоровья. Мы здесь получаем гораздо больше, нежели оставляем, нежели что-то даем, потому что именно здесь Господь дарует нам и телесное и духовное здоровье. На земле все мы в гостинице, на земле все мы временно. Там, в Царствие Божьем, мы будем прибывать в вечности и только в вечности будет полное воздаяние всего. Вот, дорогие отцы, братья и сестры с какими мыслями и с каким настроением мы должны вступать в Рождественский пост. Храни и благослови всех вас Господь!"

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru