ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Митрополит Константин совершил вечерню с чином прощения в Александро-Невском кафедральном соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Вечером 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил вечерню с чином прощения в кафедральном Александро-Невском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. За богослужением молились сотрудники Петрозаводского епархиального управления.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Дорогие отцы, братия и сестры! Мы с вами вступаем на путь спасительного Великого поста, который Церковью именуется не иначе как святой четыредясятницей. Причин много. Прежде всего, этот пост установлен Церковью в память о 40-дневном посте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Христос был возведен Духом в пустыню и там постился 40 дней и ночей, прежде чем выйти на общественную проповедь. Апостолы, после восшествия Иисуса Христа от земли на небо, ввели вот этот святой пост, повинуясь словам Спасителя: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Кроме того, из Ветхого Завета известно, что и пророк Моисей, прежде нежели получить скрижали Завета с 10-ю заповедями на горе Синай, молился и постился 40 дней и 40 ночей (Исх. 43:28). 40 дней составляют примерно одну десятую часть года. А Господь заповедал людям одну десятую часть всего отдавать Богу, Церкви. То есть это время мы особо посвящаем Богу, и это является одним из проявлений нашей любви к Богу. Потому что без любви не существует прощения. Мы не можем так любить, как любит Бог нас. И мы не можем так прощать, как прощает нас Бог. И величайшее прощение для всего земного населения прозвучало с голгофского Креста, когда Спаситель, будучи поруган, оплеван, избит, претерпев нечеловеческие мучения, с Креста, обращаясь к Отцу Небесному, взывал, глядя на своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). На такую любовь мы не способны. Можно еще привести слова Иисуса Христа, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А великий отец покаяния авва Дорофей рассуждает так, что насколько мы желаем приблизиться к Богу, настолько, по мере приближения к Нему, мы становимся ближе и к другим людям.

Прощение является одним из самых важных проявлений любви. Мы, любя своих маленьких детей, которые часто бывают непослушны, прощаем их, если они каются. Эти два свойства: любовь и прощение – они неотъемлемы друг от друга. Бог любит человечество и прощает нас. Но и от нас требует, чтобы и мы так же прощали. И в самой распространенной на земле молитве – «Отче наш» – есть такие слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Еще Господь говорит, объясняя эту молитву: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Войти в Царство Небесное, войти в рай с грузом непрощенных обид невозможно.

Пост – это то, что нельзя нарушать. Пост приближает нас к святости. Он возвращает нас хоть на какое-то время в состояние первозданного человека. Первозданный человек был вегетарианец. Он не убивал другую жизнь для того, чтобы поддерживать свою жизнь. И поэтому мы в святое время четыредесятницы, вспоминая изначальное состояние человечества, тоже должны постараться не убивать животных, рыб для того, чтобы пропитать себя. Это еще одно из духовных проявлений Великого поста.

Когда мы, слабые люди, вступаем на трудный путь поста – а пост не короткий – то, как бегуны на дальнюю дистанцию избавляются от всего лишнего, так же и мы, по возможности, должны освободиться от груза обид, пререканий, злопомнения. Некоторые говорят, что, вот, я прощаю человеку его грехи против меня, но забыть это не могу. Забывать и не надо, потому что наша цель – не беспамятство. Но не мстить человеку – это можно. И для этого достаточно сил у каждого человека.

Дорогие отцы, братия и сестры! Завтра наступает Великий пост. И дай Бог нам пройти его с достоинством, чтобы, когда наступит время святой Пасхи, наше сердце радостно и чисто воспело: «Простим вся согрешения и тако возопим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

После проповеди Владыка Константин прочитал молитвы перед началом Великого поста. Затем состоялся Чин прощения.

Традиция испрашивать друг у друга прощения перед началом Великого поста дошла до нас из глубокой христианской древности и коренится в евангельских словах Спасителя нашего Иисуса Христа, которые читались на Литургии в это воскресенье: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru