ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Во 2-ю Неделю Великого поста митрополит Константин совершил Литургию св. Василия Великого в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с. Янишполе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

В воскресенье 27 марта, в Неделю 2-ю Великого поста Высокопреосвященнейший Константин совершил Божественную Литургию св. Василия Великого в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с. Янишполе. В этот день святая Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Василий Шуба, секретарь Главы Карельской Митрополии иерей Константин Павлюченко и диакон Вадим Никулин.

По сугубой ектении митрополит Константин вознес молитву о мире на Украине.

В конце Литургии Владыка обратился к прихожанам с проповедью:

«Дорогие отцы, братии сестры! Сердечно поздравляю вас со второй Неделей Великого поста! Сегодня Церковь отмечает память святителя Григория, архиепископа Фессалонитского, который жил в XIV веке. Фессалоники – это город на территории современной Греции. Там находится знаменитый университет в Салониках, центр богословской мысли. Там, в Фессалии, находится святая гора Афон.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский (Солунский) изложил более ясно то учение, которое в Церкви существовало изначально, со времен апостольских, а именно учение о нетварной божественной энергии. Самый яркий пример проявления нетварной божественной энергии мы видим на примере Преображения Господня, когда Господь Иисус Христос вошел со своими избранными учениками Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор и там преобразился перед ними, и лицо Его посияло ярче солнца, а одежды сделались белее снега. И был такой нестерпимый свет, что апостолы упали на землю, закрывая свои лица руками. На какое-то время они смогли видеть божественную энергию, которая всегда присутствует в мире, и которая сохраняет этот мир. Но мы видеть ее не можем. Подобно тому, как, живя в солнечном свете, мы не можем постоянно взирать на солнце – оно нас ослепляет. А воздействие божественной энергии гораздо сильнее. Этой энергией держится весь мир, потому что демоническое зло настолько сильно, что, если бы не было этой божественной энергии любви, которая, как оболочка, окутывает весь мир, то земной шар давным-давно был бы уничтожен в какой-нибудь космической катастрофе, которую подстроили бы силы зла. Но эта энергия постоянно присутствует в мире, сохраняя его. Другое дело, что мы, в силу своей греховности, ее не ощущаем. Но Церковь нам напоминает об этой божественной энергии – ее еще называют «божественная сила», «божественное действование», «божественная любовь» – напоминает нам через две недели Великого поста, когда мы уже немного очистились: покаялись, причастились. Ум, душа, сердце у нас уже немного просветлели, и для нас становится возможным несколько отвлечься от мирского шума, гама, суеты, сосредоточиться на Божественном Писании, на своей душе, на мысли о Боге и Церкви. И вот в это время мы и вспоминаем о божественной энергии.

Чудо Божие совершается тогда, когда божественная энергия, которая действует, выражаясь современным языком, очень деликатно, в тишине сердца встречается с любовью, верой и энергией человеческой. И неслучайно сегодня наша Церковь предлагает нам повествование евангелиста Марка об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Это по-церковнославянски, а выражаясь современным медицинским языком, об исцелении парализованного. Евангелие повествует, что Иисус Христос вошел в город Капернаум и остановился в каком-то доме, где проповедовал. И в этот дом набилось столько людей, и обступило этот дом столько народу, что невозможно было пробиться. А о том, что Иисус Христос исцеляет, уже знали все, молва разнеслась, и к Иисусу Христу шли не только для того, чтобы слушать слово, но, главным образом, чтобы от Него исцелиться, быть свидетелями какого-нибудь чуда. И вот тогда четыре человека взяли своего друга на носилки и, за невозможностью пробиться через эту толпу и войти в дверь дома, влезли на крышу этого дома, разобрали кровлю – по-видимому, это была легкая восточная кровля из досок, из каких-то подручных материалов – и опустили на веревках перед ногами Иисуса Христа носилки, на которых лежал их друг. Иисус Христос, видя веру их, сказал, глядя на этого парализованного человека: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И сидевшие тут учителя иудейские тут же осудили Иисуса Христа, начали в себе мысленно говорить: «Что он мнит о себе, этот Иисус, что он может прощать грехи? Прощать грехи может только один Бог». Но Иисус Христос, зная их помышления, ответил: «Что проще? Сказать человеку: прощаются тебе грехи твои – или сказать: встань, возьми одр твой, носилки, и иди в дом твой? Но чудо сие для того, чтобы вы знали, что Сын Человеческй (как Иисус Христос Сам Себя называл) имеет власть оставлять грехи».

Таким образом, здесь была показана четкая связь между грехом и болезнью, потому что грехом вошли болезни в тело человеческое, а болезнью – смерть. Другое дело, что не во всех случаях мы можем четко проследить связь болезни с грехом. Иногда эта связь очевидна: сифилис, СПИД, наркомания или алкоголизм. Но не всегда.

Еще что для нас важно, что Иисус Христос, когда совершает чудо исцеления, как правило, спрашивает о вере. Но здесь у Его ног на носилках лежал парализованный человек. Что его, парализованного, спрашивать о вере? Здесь многие из стоящих – люди пожилого возраста, у которых уже ушли в другой, лучший мир отцы, матери – знают, что такое парализованный человек: его надо кормить из ложечки, омывать его, ухаживать за ним. Что его еще спрашивать о наличии веры? И в данном случае совершается то, что для нас, православных представляет собой догматическую истину. Мы видим, что Господь исцеляет этого парализованного человека по вере его друзей. Для нас, православных, это чрезвычайно важно, потому что, когда мы крестим младенца – что маленького грудного младенца спрашивать о его вере? Мы его крестим по вере его восприемников. А сектанты – баптисты и другие – говорят, что это недействительно, и если человек попадает в их сети, они его перекрещивают, говорят, что крещение реально только то, которое человек принимает в сознательном возрасте. Для нас же примером является Иисус Христос, Который не спрашивал о вере парализованного. Для Него достаточно было веры и любви его друзей. Потому что вера и любовь его друзей, их энергия встретились с энергией божественной. Тогда и происходит чудо, когда божественная энергия, постоянно присутствующая в мире, встречается с человеческой энергией. Не с человеческим безразличием, теплохладностью, равнодушием, а с человеческой энергией и любовию.

Чудо бывает в жизни каждого из нас, и каждый из нас переживал маленькое чудо. Другое дело, что когда мы начинаем кому-то рассказывать о нем, наши слова кажутся бледными, неубедительными, так что другой человек не видит, в чем здесь чудо. Потому что слов наших не хватает. Поэтому для нас важен евангельский пример, когда действует Источник всякой божественной энергии, Сын Божий, воплотившееся Второе Лицо Святой Троицы, Который создал мир, Который содержит мир Своей божественной энергией. И вот с этой божественной энергией встречается маленькая человеческая энергия веры, энергия любви, и тогда происходит чудо.

Дорогие отцы, братия и сестры! Мы с вами часто страдаем от паралича веры, от паралича энергии. Те, кто строил этот храм, знают, чего стоит кого-нибудь подвигнуть на доброе дело. Одни исполнены энергии, другим все глубоко безразлично. Этот паралич энергии, паралич воли, охватывает не только отдельную личность, но и населенные пункты, города и страны, так что иногда бывает, что какая-нибудь небольшая шайка бандитов способна терроризировать целый огромный город, в то время, как все остальные находятся в состоянии какого-то паралича или ступора.

Мы должны стремиться к Богу, и Бог подает всякую энергию. Мы, верующие православные христиане: иерархи, священники, активные миряне должны, образно говоря, иметь при себе носилки, для того, чтобы помочь такому человеку, которому стало все безразлично, который впадает в уныние. Уныние является смертным грехом. Потому что это полный паралич воли, и, самое главное, человек сам не стремится подпитаться, образно говоря, от божественной энергии. Мы должны идти к таким людям с носилками надежды, чтобы помочь этому человеку так же, как те четверо друзей помогли своему пятому другу.

А для мужчин это прекрасный пример настоящей, бескорыстной мужской дружбы. Очень часто бывает так, что дружат, только собравшись вокруг бутылки водки. А когда у друга происходит какое-нибудь горе, например, у него от гипертонического криза происходит инсульт или инфаркт, то их дружбы не хватает ни на то, чтобы скинуться лекарство, ни на то, чтобы отправить его в какую-нибудь хорошую клинику, ни на то, чтобы по очереди приходить ухаживать за ним. К большому сожалению и стыду, такое очень часто бывает в мужской среде.

Поэтому, братия и сестры, будем подражать этим четырем друзьям, которые не бросили своего пятого друга в беде, но пришли и разобрали кровлю дома. Конечно же, многим это не нравилось. И тем не менее, они через толпу пронесли его ко Христу, и Христос исцелил его и сказал ему: встань, возьми одр твой и иди в дом твой, дом твой, которым является наша Православная Церковь. Храни и благослови вас Господь! С праздником!»

С ответным приветственным словом к Владыке Константину обратился настоятель храма протоиерей Василий Шуба. Он отметил, что именно в молитве человек, если сердце его открыто, принимает божественный дар жертвенной, небесной любви. «В Ваших молитвах и предстоянии перед Престолом Божиим, - сказал о. Василий, - мы имеем пример духовной любви, любви деятельной, творческой, созидательной. Мы должны любить Христа, а во Христе любить друг друга, неся тяготы друг друга в нашей повседневной жизни. Дружба, о которой вы сейчас сказали, помощь – очень важна в наше время, когда надо проявить действительную любовь, носящую бремена друг друга (Гал. 6:2), а не потребительское отношение».

******************

Краткое житие мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (день памяти: 17/30 сентября)

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу. Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru