ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


В день Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Константин совершил литургию на подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

7 апреля, в день престольного праздника Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил праздничную литургию свт. Иоанна Златоуста в Спасо-Рождественском храме подворья обители в с.Шелтозеро.

Его Высокопреосвященству сослужили насельники Ионо-Яшезерской обители игумен Досифей (Ларионов) и иеромонах Прокопий (Каюмов), а также секретарь Главы Карельской Митрополии иерей Константин Павлюченко и диакон Алексий Киселев.

За труды по развитию обители Владыка Константин наградил иеромонаха Прокопия (Каюмова) правом ношения набедренника.

После литургии состоялся крестный ход вокруг храма. Затем митрополит Константин обратился к молящимся с проповедью:

«Дорогой игумен, всечестные братия и сестры, от всего сердца поздравляю всех с величайшим христианским праздником веры, надежды и любви – праздником Благовещения. А праздник сегодня сугубый, потому что совпадает с престольным праздником Яшезерского монастыря, который был основан в древности и который сиял и прославлялся и помогал людям спасаться, входить в Царство Небесное. Это праздник не только веры, надежды и любви – величайших христианских добродетелей, это и праздник Богоявления Господня, потому что во время Благовещения впервые в новозаветную эпоху явно действуют все три Лица Пресвятой Троицы.

Еще более ярко это проявилось во время Крещения Господня. Когда воплотившееся Слово, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Который по воплощении принял земное имя Иисус Христос, крестился от рук Иоанна Предтечи, то был глас из космических бездн, глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17). И Дух Святой сошел на Иисуса Христа в виде голубя. Таким образом, были явлены три Лица Святой Троицы. Но впервые в новозаветную эпоху, правда, более прикровенно, это было явлено в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом празднике все покрыто тайной. Как сегодня в природе, все окрашено в пастельные тона: тихо, спокойно, туманно.

Когда Пресвятая Дева спрашивает у Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», то он Ей отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:34-35). Пресвятая Дева – это самое чистое существо в человеческой истории. Она не имела личных грехов. Когда мы поем в молитве «Царю небесный»: «и очисти ны от всякие скверны», - то Духа Святаго мы именуем Освятителем. Но если Она святая, и не было на Ней греха, то что же освящал и от чего очищал Дух Святый?

Он очищал Ее от первородного греха, потому что Пресвятая Дева не была изъята из вереницы человеческих рождений, и на Ней тоже пребывал первородный грех, от которого человек отмывается в купели крещения. Но и этого было еще недостаточно. Архангел Гавриил, вестник тайн Божиих, говорит: «И сила Всевышнего осенит Тя». Это сила Бога Отца, Первого Лица Пресвятой Троицы. И вот когда Пресвятая Дева очищается от первородного греха, освящается силой Духа Святаго, и на Нее находит сила Бога Отца, Ее организм приобретает совершенно особые свойства, так что становится возможным воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божия.

Некоторые, особенно в праздники Иоанна Предтечи, когда читается евангельские слова Иисуса Христа о том, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), задаются вопросом: а как же Пресвятая Дева? И действительно, слова Спасителя истинны: среди рожденных, действительно, не было большего по своему значению, нежели Иоанн. Но после того, как Пресвятая Дева получила освящение и энергию Бога Отца, и Ее организм приобрел совершенно особые свойства, и в Ней воплотилось Второе Лицо Пресвятой Троицы, именно тогда Она стала честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим.

Дорогие отцы, братия и сестры! Прошлое воскресение было днем памяти святителя Григория Паламы. И свт. Григорий, размышляя над этим событием, говорит, что спасение не состоялось бы, несмотря на беспредельную мощь Святой Троицы, несмотря на то, что Святая Троица творит галактики, не было бы спасения человека, потому что Бог в силу Своей любви и связанной с любовью деликатности, не спасает человека помимо желания самого человека. И вот в таинстве спасения, Благовещения участвуют все три Лица Святой Троицы и – какая любовь к людям! – спрашивается произволение Пресвятой Девы. И Пресвятая Дева от лица всего человечества, желающего спастись, отвечает: «Се, раба Господня» (Лк. 1:38). Вот какова огромная сила христианского смирения. «Се, раба Господня», – и нам даруется спасение.

Кто знает: в этот момент или несколько позже начало открываться Деве не только счастье, но и связанное с этим огромное испытание? Потому что Благовещение - это Боговоплощение. Нормальный срок человеческой беременности – девять месяцев. Если от 7 апреля отсчитать девять месяцев, то получится 7 января, Рождество по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А в 40-й день по Рождестве Иисуса Христа принесли в Иерусалимский Храм, и там старец Симеон, взявши на руки Богомладенца Иисуса, сказал, глядя на Деву: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). Таким образом, Благовещение – это не просто дар, это и доверие, это и любовь, связанная со страданием и испытанием. И действительно: что может быть страшнее тех чувств, которые испытала Пресвятая Матерь, стоя у Голгофского Креста?

Итак, всю эту череду событий евангельской священной истории мы должны сегодня вспомнить: и Благовещение, и Сретение, и грядущую скоро Страстную седмицу. Потому что без Голгофы нет и радостного Христова Воскресения. Дай Бог, чтобы мы, переживши все эти события, мысленно погрузившись в них и умом, и сердцем, и всеми своими чувствами, помнили, как крепко, как деликатно, как нежно Бог нас любит, и на Его любовь ответили такою же любовью. И тогда в Светлое Воскресение Христово из наших уст прольется радостное и торжествующее: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

С праздником Благовещения, дорогие отцы, братия и сестры!»

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год.

Фото иерей Константин Павлюченко, Николай Леонтюк

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru