ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


В Неделю о самаряныне Глава Карельской митрополии совершил Божественную Литургию в Крестовоздвиженском соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

29 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную Литургию в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора. Церковные песнопения исполнял хор собора (регент - Т. Евсеева).

После прочтения Евангелия от Иоанна Владыка обратился к верующим с проповедью, объяснив глубинный смысл встречи Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой:

"Эта пасхальная Неделя, 5-я по Пасхе, называется «Неделя о самаряныне». Чем же знаменательна была беседа Христа с самарянкой, которую мы сейчас слышали, что ей посвящена целая неделя?

Когда Иисус Христос стал известен, подкрепляя свою евангельскую проповедь многочисленными чудесами, то слава о Нем шла впереди. Простой народ любил Иисуса Христа; иудейские мудрецы, книжники и фарисеи завидовали черной завистью его славе, старались Его подловить на чем-нибудь, унизить и оскорбить, и при возможности даже убить. Поэтому Иисус Христос часто переходил с места на место. И вот, когда уже невозможно было находиться в Иудее из-за враждебного отношения к Нему иудейской знати, Он решил перейти в Галилею. Но путь Его лежал через Самарию. А самаряне, как вы слышали сейчас из Евангелия, с иудеями находились в крайне враждебных отношениях. Кстати сказать, и до настоящего времени эта народность – самаряне – существует, правда, осталось их очень немного.

Иудеи презирали самарян и гнушались ими, а самаряне им в ответ платили ненавистью. Какова была степень вражды, можно видеть из такого примера. Иудеи предпочитали в своих путешествиях из Галилеи в Иерусалим и обратно обходить это место, делая огромный крюк. Если же у них не было времени, и им приходилось проходить через Самарию, то у иудеев считалось высшей степенью добродетели не сделать в жару даже глотка воды в Самарии. Это считалось величайшим добрым делом перед Богом. Когда мы уже знаем об этом, нам становится более понятна беседа Иисуса Христа о воде у этого колодца Иакова, которому тогда уже было примерно полторы тысячи лет.

Иисус Христос утомился в жаркий полдень. Он шел через Самарию и присел отдохнуть у колодца, а ученики Его пошли в близлежащий самарийский городок Сихарь купить там еды. Иисус Христос, конечно же, знал о враждебных настроениях. Но были и другие примеры. Например, когда Он исцелил десять прокаженных мужей, и девять из них разбежались, и только один возвратился воздать хвалу Богу, то он был самарянин. Христос проповедовал всем. Христианство не является узко-национальной религией. Ко Христу призваны все народы мира.

И вот, Он сидит у этого колодца и ждет. Он – Богочеловек. Как Бог, Провидец – Он знал, кто придет. И Он же как Человек изнемогал от жажды. Удивительное дело! Жаждет Творец неба и земли, Тот, о Котором совсем недавно, в Пасхальную ночь, громогласно читалось во всех христианских храмах: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» и «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1,3). Им, Словом, все начало быть, Им, Сыном Божиим, Им, Который носил земное имя Иисус Христос. И вот, идет некая жена самарянка с кувшином, как обычно, на плече, для того, чтобы почерпнуть воду из этого колодца, который был в низинке, и принести воду обратно в свой город Сихарь. О чем она думала? Если Иисус Христос думал о проповеди Евангелия среди самарян, то она, наверное, думала о своей неудавшейся личной жизни, о том, что она пять раз пыталась создать семью, но ничего не получалось. По ее ли вине, по вине ли других людей – а может быть, и то, и другое – мы этого не знаем. Но горько было ей. И вот, она встречает Человека, по одежде иудея, Который просит у нее воды попить. И она говорит Ему: как же Ты, будучи иудеем, просишь у меня воды? Ведь известно, что иудеи с самарянами не общаются (ср. Ин. 4:9).

Иисус Христос переводит постепенно разговор с обычной воды на воду духовную, воду, которая ассоциируется с жизнью вечной, т.е. на евангельское учение, воду, выпив которую человек не захочет уже больше никакой другой воды. И Он говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (ср. Ин. 4:10). Иисус Христос говорит ей об истине как о живой воде.

Она не понимает, о чем идет речь, и говорит: как же Ты можешь дать воду, если колодец глубокий, а у Тебя даже почерпнуть со дня этого колодца нечем? (ср. Ин. 4:11) Тогда в народе живой водой называли ту воду, которая течет, то есть ключевую. Колодец был глубокий, и там была не только дождевая вода, но и на дне этого колодца бил ключ. Поэтому и говорили: живая вода.

Мы знаем, что вода является носителем жизни. И даже в настоящее время, когда астрономы открывают какую-нибудь планету, то в первую очередь ставится вопрос: а есть ли там вода? И если там находятся какие-то следы воды, какой-нибудь лед, то сразу рождаются бурные фантазии: если там есть вода, то, может быть, там и жизнь есть?

Но фантазии фантазиями, а Земля является духовно центральным объектом Вселенной, потому что здесь воплотился Сын Божий. Земля религиозно центральна. Иисус Христос переводит разговор на тему жизни вечной, духовной. Он говорит: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (ин. 4:14). А затем предлагает женщине сходить и пригласить своего мужа, чтобы объяснять им обоим. И она говорит, что нет у нее мужа. Иисус Христос ей отвечает: «Правду ты сказала, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:17).

И тут, видя, что перед нею Пророк, она задает вопрос религиозный. Потому что не случайно Иисус Христос ее поджидал. Где, спрашивает она, правильнее поклоняться Богу: вот на этой горе Гаризим, что тут у нас в Самарии, или же в Иерусалиме? Иисус Христос отвечает, что до настоящего времени правильно было поклоняться в Иерусалиме, но наступает время, и наступило уже, то есть, с пришествием в мир Иисуса Христа, когда на всяком месте люди, которые поклоняются Богу в духе и истине, сумеют приносить жертву Богу, потому что Бог есть Дух (Ин. 4:20-24). И в этом коротком ответе Иисуса Христа заключается, можно сказать, весь смысл этой беседы, весь смысл Недели о самарянке. Здесь заключаются две догматические истины.

Первая догматическая истина, которая так четко прозвучала в устах Иисуса Христа и которая не была сформулирована до Него, есть та, что Бог есть Дух. И более подробная формула: Бог есть всесовершенный абсолютный личный Дух. Если кто у вас, у христиан, спросит, как вы понимаете Бога, то надо отвечать коротко и ясно, практически словами Иисуса Христа: Бог есть всесовершенный абсолютный личный Дух.

И другая истина. В те времена, 2000 лет назад и раньше, главной частью богослужения было жертвоприношение, которое можно было совершать только в одном месте: в Иерусалиме. Хотя по всей Иудее и за ее пределами, в местах рассеяния иудеев: в Александрии, и на Кипре, и на Крите, и в Риме, и в Фессалониках – везде, где существовали иудейские общины, там же были и синагоги. Но в синагогах полноценное богослужение, такое, как в Иерусалиме, с жертвоприношениями, категорически было запрещено совершать. Синагоги были только местом священных собраний, местом чтения Священного Писания – Торы, местом религиозного и бытового общения, местом, где решались различные хозяйственные, политические и прочие вопросы жизни иудейской общины. Богослужение же совершалось только в иерусалимском Храме и больше нигде. И вот Иисус Христос говорит: наступила новая эра, когда богослужение в духе и истине можно будет совершать по всей Вселенной, там, где есть поклонники Богу в духе и истине, ибо таковых ищет Себе Господь Бог (Ин. 4:21-24).

Вот две важнейшие догматические истины, которые сформулировал Иисус Христос: Бог есть Дух и можно отныне богослужение совершать по всей вселенной. И с приходом Иисуса Христа вместо кровавых жертв в Иерусалиме приходят бескровные жертвы: Таинство Евхаристии, Таинство, когда хлеб пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, а вино пресуществляется в честную Кровь Господа Иисуса Христа.

Вот две самые главные вещи, которые должны мы усвоить себе из евангельского отрывка о беседе Иисуса Христа с самарянкой: о повсеместности богослужений, о замене кровавых иерусалимских жертв на бескровные жертвы христиан и о том, что Бог есть всесовершенный абсолютный личный Дух.

Самарянка побежала в свой город и сказала: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29) Она так говорит, испытывая, конечно, жгучий стыд. Но восхищение от того, что она беседовала с Пророком, с Мессией, было гораздо сильнее. И вот, из этого города вниз устремилась разноцветная толпа самарян, одетых в пестрые восточные одежды. Они окружили Иисуса Христа, Который в это время беседовал со Своими недоумевающими учениками. И такой радости общения у Иисуса Христа за три с половиной года Его скитальческой жизни нигде не было по всей Иудее. Там его просили, но просьбы были чисто утилитарные: помочь, исцелить, воскресить, накормить или еще что-то сделать полезное, в то время как другие учителя ненавидели Его. А эти самаряне просто пригласили Его в гости, и Он находился в их городе целых два дня (Ин. 4:40). Они Его не просили ни о чудесах, ни об исцелениях, ни о том, чтобы Он накормил их. Это была чисто духовная беседа. И Евангелие зафиксировало, что только одни самаряне той местности так радостно, так бескорыстно, так гостеприимно, не желая от Него материальных благ, смогли встретить Господа нашего Иисуса Христа. И они говорили жене самарянке: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).

Мы знаем из жизни этой самарянки, что ее звали Фотиния, в переводе на русский, «Светлана», что она и ее дети стали проповедниками Христа и претерпели мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа.

Дай Господи и нам поклоняться Богу в духе и истине и хвалить имя Божие на всякий час, во всякое время и во всяком месте. Аминь. Христос воскресе!"

После сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

Перед Причащением ключарь Крестовоздвиженского собора протоиерей Олег Скляров зачитал Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня защиты детей. В этом послании говорится о проблеме абортов как о «национальном бедствии» России. Патриарх Кирилл благословил совершить 29 мая общецерковный сбор средств на помощь женщинам в трудной жизненной ситуации.

В конце Литургии был совершен крестный ход вокруг собора. По окончании богослужения митрополит Константин еще раз сердечно поздравил всех верующих с воскресным днем.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru