ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Склонение в предательном падеже (гадание на «Православной культуре»)

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

О планах по введению в школьную программу курса «Православная культура», общественных страхах и фобиях, особенностях современной российской системы школьного образования и о многом другом рассуждает известный петрозаводский блоггер и педагог Валентина Калачева

ЧТО ЕСТЬ

Начало декабря. Выпал снежок. Настроение лирическое. Сидишь себе в такси, никого не трогаешь и малодушно мечтаешь, чтобы и тебя не трогали. Куда там! По радиоволне тебя достает «политическая дезинформация»: «SOS! Уважаемые граждане! Караул! Свобода наших детей под угрозой! В школу вводят «Православную культуру» с 1 по 11 класс поголовно. Делают это тихо, незаметно, хитро, коварно и вероломно. Как это у них, церковников проклятущих, принято! Доколе?! Куда смотрит Министерство образования и науки?!!! Вот что пишет об этом «Коммерсантъ»…» Морщусь и понимаю, что завтра опять будет море тошнотворных комментариев, воплей оголтелых борцов за правду, ушаты отходов физиологического производства на Церковь, склонение её во всех либеральных падежах — и в обвинительном, и в ложном, и в предательном, потому что… Ну, не может мир регулярно не проявлять свою ненависть ко Христу и Церкви Его! А в последнее время поводов — хоть шаром покати, тишина, как на кладбище, — ни тебе часов-иномарок, ни дорожно-транспортных происшествий с участием клириков. Тоска зеленая, одним словом. Остается только из пальца высасывать. Вот и привязались к «Православной культуре» на ровном, простите, пустом месте.

Если в «Коммерсанте» присутствует хоть какое-то рациональное зерно (http://kommersant.ru/doc/3156063), пусть и изрядно унавоженное, то после него из новости в новость кочует адаптированная жуть во мраке. Мраке невежества. «В предметную область добавят религии…», «Как считают эксперты, если документ будет одобрен, курс «Православная культура» станут массово вводить в школах по просьбе Минобрнауки и региональных епархий…», «Часы можно потратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки — второй иностранный, астрономию или «Православную культуру»…». А далее взбудораженный народ, всё никак не разуверившийся в истинности печатного слова, начинает голосить: «Все закономерно. Власти нужны безропотные рабы», «Собираются все население окончательно и планомерно дебилизировать, начиная со школы», «Это самое настоящее вредительство, очередные опыты над детьми по прихоти альтернативно одарённого кремлёвского сидельца» и проч.

Значит так, по моему скромному, но подкрепленному дипломом государственного образца мнению, «самое настоящее вредительство» — это когда нагнетается негативное общественное мнение вокруг государственных инициатив, законодательно оправданных. Когда извращают факты и целенаправленно или по невежеству окружают даже справедливые утверждения потоком неточностей и ошибок.

Во-первых, религии в предметную область ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России») никто вводить не собирается. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ), ст. 87, п. 1: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)». Соответственно, могут быть введены культурологические дисциплины и, кстати, абсолютно не повсеместно. А «Православной культуре», как всегда не повезло, потому что она «православная» и ассоциируется у большинства только с суровым долгобородым священником, которому надо расширить «духовный бизнес». Однако религия и культура суть разные вещи. И разницу даже объяснять как-то неудобно. Всё ж Россия — не Зимбабве, люди в большинстве своем массово учились читать. И не только «Букварь». Но, тем не менее, объясним разницу на пальцах. Если я вхожу в класс и говорю: «Дети, а сейчас мы проверяем домашнее задание — поочередно выходим к доске и читаем наизусть молитву «Отче наш…», параллельно отвечая на мои вопросы о её толковании, практическом применении и индивидуальном использовании». Это я так обучаю религии. Когда я читаю с детьми текст «Отче наш», рассказываю о Книге, в Которой он встречается, раскрываю нравственное значение, демонстрирую его преломление в мировой и отечественной поэзии, прозе, музыке и изобразительном искусстве, то это обучение культуре. Государство желает последнего.

Во-вторых, «просьбы Минобрнауки и региональных епархий» для изменений в ФГОС — это комариный писк против танка. Там совсем иные юридические механизмы на уровне правительства-министерств-ведомств. Это только в сказках царь-батюшка кулаком по столу ударяет, и яблони начинают цвести ему на радость, а при демократии Министр образования и науки может хоть от крика посинеть, и это на решение вопроса никак не повлияет. Скромно умолчу о челобитных от лица епархий. Даже если в них дурной клерк случайно завтрак завернет, никто и не опечалится особо. И уж точно никто там не полетит стрелою примерные образовательные программы переписывать, вторгаясь в утвержденные реестры.

В-третьих, ежели образовательная организация желает ввести второй иностранный язык, астрономию, «Основы вышивания, согласно утраченным традициям индейцев майя», «Пение карельских народных песен», «Подготовку к ЕГЭ через астральные поля» и прочее, ей абсолютно не обязательно дожидаться чьих бы то ни было методических рекомендаций (кстати, они имеют рекомендательный, а не обязательный характер), а брать и вводить. Потому что, к слову, в Примерной основной образовательной программе основного общего образования на выбор аж 5 примерных недельных учебных планов с вездесущим разделом «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» (это значит, что образовательная организация сама решает, что там будет, а чего не будет в учебном плане). А следом, помимо учебного плана может составляться план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. «План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.)». И кроме того, «во внеурочной деятельности с учетом положений Программы воспитания и социализации обучающихся проходят занятия в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Урочные занятия по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» также возможны за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, занятия по данной предметной области могут проводиться с учётом планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся. Вопросы духовно-нравственной культуры народов России могут рассматриваться при изучении учебных предметов других предметных областей».

ЧТО БЫЛО

А теперь приступим к небольшому ликбезу. Благо, судя по статьям в сети, небесполезное занятие.

Предметная область «ОДНКНР» (с 5 класса) является логическим продолжением комплексного учебного предмета ОРКСЭ. Она может быть реализована через:

1) Занятия по предметной области ОДНКНР, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Это могут быть соответствующие спецкурсы, элективные курсы, проектная деятельность, практикумы, рассчитанные на период от полугода до 5 лет. Данная часть формируется с учетом интересов всех участников образовательных отношений и принимается соответствующим органом управления образовательной организацией.

2) Включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.

3) Включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Организация клубов, экскурсий, цикла занятий, классных часов и проч. форм внеурочной деятельности.

Всё вроде бы понятно: что делать и как делать. Однако, 01.09.2016 г. появилось Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, где этот Департамент информировал, что «в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и на основе анализа регионального опыта реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях Российской Федерации в 2015–2016 учебном году Всероссийским методическим объединением по ОРКСЭ и ОДНКНР совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ГМЦ ДОгМ) разработаны рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования». Вот они: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/pilotnyj-proekt/rekomendatsii-po-realizatsii-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii.html

Необходимая оговорка. По роду деятельности я имею отношение к образовательной организации, поэтому в курсе последних событий. Когда я стала вчитываться в рекомендации и сопровождающую их документацию, то порадовалась, что нет у меня вставной челюсти во рту. А то бы безвозвратно выпала, честное слово, потому как на 01.09.2016 г. на соответствующем сайте были представлены две программы — одна «Истоки», а другая «Основы православной культуры» Л. Шевченко (сейчас там еще появились «Методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия – Моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях»). Обе с 5 по 9 класс и так или иначе транслирующие православную культуру. И ничего, кроме неё. Я водички выпила — всё не каждый день такая нечаянная радость случается, и стала звонить в вышестоящие инстанции с гамлетовским вопросом «вводить или не вводить?», где мне дали разъяснения, что это лишь рекомендации и пока что как наше учреждение внедряло «ОДНКНР» через внеурочную деятельность и темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания, так пусть себе и внедряет спокойно. Подождем, дескать, что нам ещё свыше упадет. Так что ждём-пождём. Как спящая принцесса принца с ретроградной амнезией.

ЧТО БУДЕТ

Пока либералы делают страшные глаза и взывают, к чему там они могут взывать, чтоб «Православие не прошло!», мы тоже должны делать страшные глаза и, что характерно, по тому же поводу. Потому что если мы с тысяча девятьсот мохнатого года не можем 35 часов многострадального «ОРКСЭ» по-человечески ввести (всё у нас собрания, совещания, заседания, опросы на тему «не обидятся ли сенегальцы?», «что скажут пенсионеры нефтегазовой отрасли?»), то чего уж мечтать о бравом марше 175 часов православной культуры «от Москвы до самых до окраин». И краеугольным камнем во всей этой животрепещущей истории будут кадры. Кто пойдет преподавать, чтобы на выпуске не замаячили геенские костры? Я уже как-то писала на эту тему, но повторенье — мать ученья. Раньше педагогический работник, чтобы чего-то там преподавать, был обязан пройти курсы в объеме 72 часов, затем 108 часов раз в пять лет. После принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и внесения изменений в ФГОС НОО, ООО, СОО и разную нормативно-правовую документацию дополнительная профессиональная образовательная программа рассматривается от 16 часов, правда, раз в три года. Таким образом, возможен прецедент, когда учитель может отучиться 16 часов и получить формальное право преподавать «Православную культуру», если появится такая программа. Учитывая финансирование образовательных организаций, мы можем спрогнозировать грядущую «экономию средств» и качество подготовки, которое и при 72-х часах оставляет желать лучшего. При 72 часах, на каждый модуль «ОРКСЭ» сегодня отводится минимум времени, когда педагоги только-только успевают познакомиться с содержанием модуля, УМК, увидеть один раз представителя конфессии и забыть его, как мимолетный сон. Детально с содержанием работать некогда, а оно трудно воспринимается неподготовленным человеком. Короче, имеющий мозги да разумеет.

Единственная наша надежда на сегодняшний день (по близости расположения, цене и качеству образовательной услуги) — это магистратура по образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), чьи выпускники, проучившись 2,5 года, получают государственный диплом, удовлетворяющую и государство, и Церковь подготовку и ясное представление о том, чем необходимо заниматься. И в Карелии есть такие оригиналы, которые имеют этот диплом. Я знаю целых 2 человека. Один из них в рясе. И поэтому… Ну, вы сами догадываетесь, куда он может этот диплом повесить, пребывая в нашем радикально светском государстве.

В общем, судя по всему, как склоняли мы эту многострадальную православную культуру десятилетиями, так и будем ещё десятилетиями склонять. Долго запрягать, потом обсуждать способы и детали упряжки, пока кобыла не отправится к праотцам естественным образом. Как обычно.

Преимущественно в предательном падеже.

ВАЛЕНТИНА КАЛАЧЕВА

Валентина Калачёва родилась в Петрозаводске в 1977 году. Окончила Карельскую государственную педагогическую академию (факультет иностранных языков). Кандидат педагогических наук. Педагог, блогер.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru