ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Водные страсти

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

19 января православный мир ежегодно отмечает Крещение Господне, вспоминая событие евангельской истории, когда Господь наш Иисус Христос смиренно принял крещение от святого Иоанна Предтечи в реке Иордан, освятив её воды.

Главная традиция праздника — освящение воды. Вода освящается непосредственно в источниках и православных храмах. Такая вода именуется «Великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Господь Иисус Христос, поэтому употреблять её надо благоговейно. Освященную воду используют для окропления жилищ. Хранить ее надо в подобающем месте целый год. Верующие люди принимают крещенскую воду с молитвой утром прежде принятия какой-либо пищи вместе с просфорой.

Крещенскую воду считают лекарством от всех недугов. Однако, неуместно относиться к ней как к волшебному снадобью. Необходимо понимать, что эта вода имеет силу целить по Божией воле: поэтому кому-то будет подано благословение на исцеление, а кто-то будет вразумляться через освященную воду вплоть до болезней.

У праздника Крещения есть ещё несколько названий — Богоявление и Просвещение. Первое появилось благодаря чуду, свершившемуся во время крещения Христа, о котором мы можем прочитать в Евангелии от Матфея следующие слова: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф. 3, 14 —17). Таким образом, Господь явил Себя миру в полноте Божественного естества как Пресвятая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Второе название в наше время приобретает назидательный смысл. Крещением Своим Господь Иисус Христос заложил первый камень в основание Православной Церкви, войти в которую нельзя не просветившись светом веры от «Просветителя душ наших», т. е. Самого Спасителя. И по сей день Церковь призывает народ к духовному просвещению, выходу из душной тьмы неведения.

Но все ли прислушиваются к её голосу?

ВЫКИНЬ ФОКУС

После того как отшумели Рождественские торжества, мы можем кинуть свой взгляд в будущее, где нас ждут победоносные сражения за глоток чистой воды, ревность о канистрах, упование на быстроту реакции, поголовная формальная христианизация всех, включая оккультистов, плохо темперированные крики под аккомпанемент цинковых ведёрок и эмалированных ковшиков. Здравствуй, Крещение Господне!

Меня всегда приводили в недоумение серьёзные люди, допустим, в пиджаках и при галстуках, с высшим образованием и средним соображением, с детьми, а то и с внуками, которые существование Творца Вселенной ничтоже сумняшеся сводят к выполнению функционала волшебной лампы Аладдина. Вот мучают их «запары» по бизнесу, или там любимый котик захворал, они приходят в церковь, ставят свечку и ждут позитивного исхода. Нет эффекта, тогда «где ж Бог ваш?! А?!!» И короче, «нет правды и здесь!»

Полагаю, что пока мы глаза убиваем над Священным Писанием, стараясь постичь Непостижимого и объять больной головой Необъятного, некоторые усердно воплощают в жизнь заповедь «будьте, как дети» в части неуничтожимого инфантилизма и веры… Хотелось бы сказать — в чудо. Но получается, что в фокусы (ведь с их точки зрения, наша Церковь навострилась отливать такие свечи, возжигание которых способно вызывать посредством огня, дыма и копоти благие подвижки в бизнесе) или в прикладную магию (зажёг свечу — восстал любимый котик с одра болезни, не возжёг — околел усатый, мир праху).

На днях этих людей ждало великое испытание — добыча крещенской воды в количестве, которое можно охарактеризовать выражением «топись, рыбка!», потому что все ж знают, что:

— крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья, и в доме будет порядок и покой;

— крещенской водой наряжавшимся в маски под Новый год нужно мыть лицо, чтобы очиститься от греха;

— в Крещение обязательно нужно выпить святой воды, чтобы быть весь год здоровым. Об этом пишут везде: от местной газеты до «Энциклопедии оккультизма».

Т. е. получается, что крещенская вода — небесполезная в хозяйстве вещь и требует стратегических запасов…

МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ ВОДУ СДЕЛАТЬ СКАЗКОЙ

Крещение — слово, знакомое многим с пеленок. Однако, Православие в нашей стране продолжает оставаться самой экзотической религией. Хотя чего ж мы, потомкикнязя Владимира, собственно, про него не знаем? Бешеный процент населения крещен (мне попадались цифры от 68% до 90%). Храмы в Пасху забиты, воду в Крещение можно получить, только используя таран. Но если взять статистику 2011 г., которая если и изменилась, то глаза свидетели — в худшую сторону (http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/03/tak_skolko_zhe_v_rossii_pravoslavnyh/), лишь 55% верят в Бога, в храм хотя бы раз в неделю ходят меньше 10%, причащаются только «белые вороны». Остальные стараются верить «без фанатизма». Некоторые не держали в руках Библии, потому что неинтересно. Тем не менее, при случае какие-то нормы из неё «осуждают», как пролетарии осуждали Пастернака.

В обществе потребления основное назначение Церкви — утилитарное: Боже, дай того-сего-пятого-десятого, а то не буду с Тобой водиться! Её можно использовать для улучшения состояния биополя или обновления энергии, ну и — как там в открытках обычно пишут? — здоровья, счастья и долгих лет жизни. Некоторым помогает. Вот водичка крещенская подвернулась. Какое у неё назначение? Оздоровительное. Вот пил я, курил, объедался без меры и болел. А сейчас буду пить, курить, объедаться без меры, но выпью воды святой, и не получится болеть, даже если стараться. Святая всё же штука.

Смешно, наверное, следить за логикой таких рассуждений, да? Но тем не менее, вера в сказку про воду живет и побеждает, обставляя веру в победу коммунизма. Да ещё и окружается священным ореолом с сияющей печатью — «духовность». Не в магазине ж «Семь ручьев» купил, а в церкви взял… с песнями… с батюшкиными «заклинаниями» (прости, Господи, смелость заявлений некоторых творений Твоих потрясающа)… А «надо заметить, что смысл термина «духовность» применительно к Православной Церкви лучше было бы передать словосочетанием «духовная жизнь», поскольку речь идет не о каком-то абстрактном состоянии (как в западном богословии), но о действии Святого Духа в человеке», — взывает митрополит Иерофей (Влахос) к остаткам разума в «Православной духовности», на которую потратил целую книгу.

А жизни-то и нет…

И это не горькая ирония. Это констатация факта. Живет себе человек, ни во что не ставящий ни Христа, ни Церковь Его, палец о палец не ударивший, чтобы хоть что-то в себе изменить, зевающий от упоминания о заповедях Божиих, называющийСвященное Писание еврейским фольклором, а священнослужителей бизнесменами на поле мистики, и чего? Ждет, что Бог его «апгрейдит» путём прямого насилия? Как дрессировщик — дикого енота? Так не получится. Ибо Он есть Любовь. И принцип Его: хочешь — пожалуйста, не хочешь — кто другой тебе в помощь. И хоть утопись ты в той крещенской воде — бестолку. Внешнее меняется вслед за внутренним и только с помощью Божией, которая подается по мере обращения. Твоего. Личного. А на нет — и суда нет.

Так что, топись, рыбка! Бог милостив, авось попадёшь однажды в нужные сети…

ВАЛЕНТИНА КАЛАЧЕВА

Валентина Калачёва родилась в Петрозаводске в 1977 году. Окончила Карельскую государственную педагогическую академию (факультет иностранных языков). Кандидат педагогических наук. Педагог, блогер.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru