ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Не скрывайте от детей многоцветие мира!

Постоянный автор нашего информационного портала Валентина Калачева делится с читателями своими размышлениями о важности и преимуществах курса «Основ православной культуры» для младших школьников.

Мало кто помнит, как в 2009 году вышел российский научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание», «посвященный опыту преподавания духовно-нравственных дисциплин в учебных заведениях Республики Карелия». В открывающей номер рубрике «Нравственный потенциал России» было помещено интервью с тогдашним министром образования региона Александром Селяниным, который сказал: «Знаете, я тоже чувствую какую-то особую предназначенность карельской земли в деле возрождения российской духовности. Достаточно сказать о том, что Карелия лежит в окружении трёх храмов Преображения: эти храмы — сердце русских святынь — Соловков, Кижей, Валаама… Это особая земля, земля Преображения. И мы эту особенность (в этом мне даже видится некая миссия нашего поколения) должны сохранить и передать тем, кто придет после нас…» И далее на ста двенадцати страницах перед читателями раскрывался громадный потенциал православной культуры, щедро напитавшей Карелию. В те времена ситуация с «Основами православной культуры» в образовательных организациях — основном месте передачи опыта, традиций и ценностей подрастающему поколению — еще не была строго регламентирована. Не у всех был шанс вглядеться в небесный отблеск в суетной повседневности, но времена меняются.

Сегодня каждый родитель обучающегося 3-го класса имеет возможность выбрать для своего ребенка модуль «Основы православной культуры», включенный в предмет «ОРКСЭ», чтобы весь год в 4-м классе ребёнок мог соприкоснуться с духовными подвигами предков, поразмышлять о своём месте в мире, услышать о почитании родителей как о неоспоримой ценности, а не поводе для дебатов по телевизору, с радостью подписать бабушке пасхальную открытку, с удивлением открыть для себя дверь православного храма и погрузиться в таинственный и светлый мир православной иконы. Почему мы должны ограничивать детский мир сухими философскими категориями «хорошо-плохо», «этически целесообразно — этически неприемлемо», «ценность — не ценность», когда за окнами раздается колокольный звон из соседней церкви, он идет по проспекту святого благоверного князя Александра Невского, а в книжке, лежащей у него на парте он видит… Ну, допустим, вот это: «Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом. - Буки-люди-аз-ла-бла; живе-те-иже-же блаже; наш-ер-блажен,- выговаривал я, водя указкой по странице, и от скуки спрашивал: - Блажен муж,- это дядя Яков? - Вот я тресну тебя по затылку, ты и поймешь, кто блажен муж! - сердито фыркая, говорил дед, но я чувствовал, что он сердится только по привычке, для порядка. И почти никогда не ошибался: через минуту дед, видимо, забыв обо мне, ворчал: - Н-да, по игре да песням он - царь Давид, а по делам - Авессалом ядовит! Песнотворец, словотёр, балагур... Эх вы-и! «Скакаше, играя веселыми ногами», а далеко доскачете? Вот - далеко ли?»

Максим Горький. «Детство». Глава 5. Красиво сказано. И главное, глубоко. Особенно про Авессалома. Но… кто это? А что такое Псалтирь? И почему мальчик должен по ней учиться читать? И буквы какие-то странные! Как слова: «люди», «живете»… А почему дедушка сердится на странное словосочетание «блажен муж», которое внук использует применительно к дяде Якову? Таких вопросов в голове у ученика возникает сотня! И получается: для того, чтобы понять русский текст носителю русского языка требуется переводчик! А ведь перед нами не научный трактат, а всего лишь детская книжка, изучаемая в начальной школе. А что будет дальше, когда на смену «Детству» придут Пушкин, Толстой, Достоевский, Тургенев, Куприн, Лесков? А потом растущее чадо заинтересуется отечественной музыкой, живописью и проч., т. е. культурой в широком смысле, которая насквозь христианизирована. И не по чьей-то злой воле и законодательной инициативе, а по вполне объективной причине, указанной доктором педагогических наук, историком педагогики Г. Б. Корнетовым: Православие является постоянной во времени этнодоминантой российского общества, то есть связью между обществом и происходящими в нем социальными, в том числе и педагогическими, процессами. У вcех современных культур ценностно-смысловое ядро складывается под влиянием одной из мировых религий. В России такой религией было православное христианство.

Поэтому, делая свой выбор среди представленных модулей «ОРКСЭ» в пользу «Основ православной культуры», родитель не просто решает, чем бы ему занять ребенка в 4-м классе на 45 минут в неделю, он даёт ему возможность обрести зрение, слух, понимание, проникновение в смыслы окружающей его действительности, открыть для себя Россию и Карелию во всем их духовном разнообразии и многоцветии.

Доктор исторических наук С.В. Перевезенцев, утверждает, что «философия гуманизма, которая является методологическим обоснованием современной «цивилизации», подразумевает упрощение, унификацию мира, ликвидацию его сложности. В этом отношении и либерализм, и коммунизм, как разные формы гуманизма, очень схожи и одинаково жестко добиваются своих целей. Недаром, как и в 20-е годы, когда боролись за торжество «единой пролетарской культуры», ныне человечеству также навязываются общеупотребительные «массовая культура», «массовая либеральная экономика», единая для всего мира культура быта… В идеале, весь мир должен одеваться по одной моде, смотреть одни фильмы, слушать одну музыку, есть одну и ту же еду, и, главное, одинаково думать и совершать одинаковые, прогнозируемые поступки. В результате все это должно привести к уничтожению многоцветья национальных культур, экономических укладов и национальной духовности. А человек из самостоятельного мыслящего индивидуума, обладающего духовностью, должен превратиться в потребителя материальных благ, справленных, как соусом, продуктами «массовой культуры».

Любящий родитель никогда не подсадит ребенка на вредный фаст-фуд. Абстрактные, постоянно меняющиеся «светские» категории «Добро, Красота и Истина» — тот же фастфуд, только в области нравственности. Проглотил и забыл, потому что внутри ничего не ёкнуло, не отозвалось в сердце как нечто знакомое, родное и близкое. И человека, выросшего на Русской Земле, он не насыщает. «В самом деле, «этому народу», живущему в «этой стране», — говорит С. В. Переверзенцев, — историческая память и национальная культура… не позволяют быть счастливым от «достижений цивилизации»! Образы преподобного Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Георгия Жукова, стихи Пушкина и романы Достоевского бередят души, не дают человеку пребывать в самодостаточной успокоительной радости от покупки новых штанов или очередного сорта колбасы. (…) Ибо весь исторический и духовный опыт России противоречил и противоречит «новым», навязываемым нашей стране потребительским идеалам, и той незавидной «периферийной» роли, уготованной России многочисленными «социоконструкторами».

Таким образом, выбор модуля «Основы православной культуры» касается не столько знаний, компетенций, метапредметных и личностных результатов обучения, а образования ребёнка от слова «образ». И каждый сам волен решать, чей образ ему ближе — Спасов, спасающий от окружающего зла, или … Да имя им — легион!

ВАЛЕНТИНА КАЛАЧЕВА

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru