ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Так ли страшны «Основы Православной культуры»?

Если однажды вы наберете в поисковике фразу «Основы православной культуры в школе», то среди иллюстраций в обязательном порядке обнаружится сонм фотографий детей с «Законом Божиим» на партах и священников, рассекающих по классам среди девочек в платочках. Так куётся общественное… вот хотелось бы поддаться стереотипу и написать «мнение», но на деле получается — заблуждение. И сколько раз ни тверди миру, что «Закон Божий» и православная культура — это как хирургия и общая анатомия, т. е. вещи содержательно и функционально разные, он всё равно упорствует в своей иллюзии, сдабривая позицию заученными предложениями о том, что Церковь у нас в стране отделена от государства, а образование имеет светский характер. И вроде бы всё привычно, ладно да складно, но напрашиваются вопросы: отделена ли у нас Церковь от общества? И имеет ли отечественное образование обязательный атеистический характер? Но это вопросы риторические, поэтому ответа не требуют, ибо он очевиден.

В связи с тем, что весной родителям обучающихся 3-х классов предстоит свободно выбрать модули предмета «ОРКСЭ», среди которых есть «Основы православной культуры», картинки с «Законом Божиим» вновь станут актуальными, как и рвущиеся в школы «ловцы душ детских» в рясах. И что можно этому противопоставить, кроме информации о том, как оно всё есть на самом деле?

Само введение модулей «ОРКСЭ» обеспечивалось и по сей день регламентируется законодательством Российской Федерации, как то: Конституцией Российской Федерации, ст.28. 2, Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. (действующая редакция, 2016), Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических материалов ОРКСЭ» Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№ МД- 883/03) от 08.07.2011 г., Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011, Инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки РФ «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса от 22 08.12 № 08-250, Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Сотрём пот со лба и понадеемся, что ничего существенного не упустили. И даже не будем заикаться о нормативных локальных актах образовательных организаций, где «Основы православной культуры» ввелись или вводятся. Есть ли ещё какой-нибудь учебный предмет в российской школе, чьё преподавание расписано столь подробно? Мало того, в 2009 году была выпущена просветительская брошюра об «ОРКСЭ» для родителей, где во вступительной статье тогдашний Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко увещевал родителей: «Все модули нового предмета будут носить абсолютно светский, культурологический характер… Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса».

А теперь пофантазируем. В Петрозаводске, городе небольшом, где все друг у друга на виду, в 2016 — 2017 учебном году «Основы православной культуры» изучаются 156 обучающимися в 10 образовательных организациях. Предположим, что поправ все нормы и правила, хотя бы в одной из них директор вместо педагога, проучившегося по соответствующей дополнительной образовательной программе, допустил бы в класс батюшку, который, проигнорировав требования учебной программы, раздал бы детям «Закон Божий», закутал четвероклассниц в платочки, и начал проводить «свою образовательную политику». Сколько бы дней он смог продержаться, не взорвав Интернет недели на две и не сходя с «ТОР-10» самых горячих новостей? Однако, анализируя ту же ситуацию с выбором модулей в текущем учебном году, невольно удивляешься некоторым не единичным образовательным организациям, где, например, из 109 человек все единодушно выбрали «Основы мировых религиозных культур». Вот неужели не нашлось хотя бы одного, кто — ладно там «Основ православной культуры»! — но «Основ светской этики» не пожелал? Что скажешь, Станиславский?

В общем, не так страшны «Основы православной культуры», как их хотелось бы намалевать. И у Вашего ребёнка есть полное право на этот выбор под защитой закона.

ВАЛЕНТИНА КАЛАЧЕВА

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru