ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Обращение митрополита Константина в связи с празднованием 790-летия со времени массового крещения карелов

Обращение митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, Главы Карельской митрополии, пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви в связи с празднованием 790-летия с момента массового крещения карелов.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем всех Карельских святых.

Этот год для нас особый, мы вспоминаем знаменательное событие – 790-летие с момента массового крещения карелов. В далеком тринадцатом веке наша благодатная Карельская земля трудами князя Ярослава Всеволодовича восприняла христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор ее исторического развития.

В 1227 году произошло событие, которое имело колоссальное значение для истории нашего края. Вот как пишет об этом Лаврентьевская летопись, одна из древнейших русских летописей: «Того же лета [6735 от сотворения мира] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди». Благоверный великий князь Ярослав Всеволодович – отец Александра Невского – в это время княжил в Великом Новгороде. Именно благоверный князь Ярослав стал для нашего края тем, кем до него стал для всей Руси святой равноапостольный великий князь Владимир – крестителем и просветителем.

Крещение карелов вывело народы нашего края из тени истории на широкую сцену европейской христианской цивилизации, сделало обитателей древней Карелии полноправными участниками мировой истории.

Массовое крещение карелов, имевших древние языческие верования, проведенное православными священниками и монахами при поддержке княжеской дружины, по всей вероятности, не было для всех из вновь обращенных абсолютно добровольным актом, но впоследствии принесло свои огромные положительные плоды. Не внося больших изменений в жизнь народа, крещение не подавляло местное население и не усиливало административной власти Новгорода. В основных районах Карелии оставалось свое внутреннее племенное управление. Тем более, что карельское население к тому времени уже давно было знакомо с русским Православием, проникавшим в карельские земли путем миссионерской деятельности русского духовенства, и относилось к новгородским поселенцам достаточно дружелюбно.

Свидетельство тому, что все коренные народы Карелии становились полноценными и полноправными участниками строительства Святой Руси, — сами представители этих национальностей. Лучшие из них, духовно совершенствуясь в Православии, восходили к обретению святости. Наиболее яркий пример этому — преподобный Александр Свирский, который, как известно, по своей этнической принадлежности был вепсом. Именно он, единственный из святых, помимо праотца Авраама, был удостоен явления Святой Троицы Ангелов. Монастыри, устроенные преподобным Александром Свирским и его святыми учениками, в большинстве своем также представителями этнических групп населявших Карельские земли преподобные: Генадий и Никифор Важеозерские, Афанасий Сяндебский, Корнилий Паданский, Адриан Андрусовский, Иона Яшезерский и многие другие святые соединили потоком неисчерпаемой духовности Ладожское и Онежское озера. Но не только коренные жители подвизались на этой земле, но и такие подвижники как Лазарь Муромский, пришедший в наши земли из Царьграда, освящали ее своими подвигами.

Почему же нам важно помнить, знать и отмечать дату крещения карелов? На этот вопрос можно с уверенностью констатировать, что на протяжении истории своего развития наш край, населенный разноязычными народами: русскими, карелами, вепсами, был духовно объединен общностью православной веры. Она формировала культуру и традиции населения нашего края в духе христианского милосердия, сострадания и братской любви. Православие во многом определило морально-этические нормы народов Карелии, обычаи, архитектуру и облик городов и деревень.

За прошедшие 790 лет имели место как славные, так и трагические события. Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Но мы должны усвоить уроки прошлого. И главный из них таков: здание нашей цивилизации не может существовать без евангельского фундамента, на котором оно было возведено. Сегодня многие вновь предлагают нам строить жизнь без Бога. Свободу подчас трактуют как следование любым желаниям, в том числе внушенным человеку извне. Такое понимание свободы может расшириться до пределов, когда она начнет угрожать и естественному нравственному чувству, и долгу перед ближними, и, в конечном итоге, самой возможности говорить правду и поступать по совести.

Народы, в которых укоренилась святая православная вера, призваны, по наставлению преподобного Сергия Радонежского, «воззрением на Святую Троицу преодолевать ненавистную рознь мира сего», служа примером братства и взаимопомощи для всего человечества.

Бог молитвами святых, в земле Карельской просиявших, да даст нам утвердиться в истине, на которой всегда созидалась и, верим, будет созидаться жизнь нашего народа.

+ КОНСТАНТИН

Митрополит Петрозаводский и Карельский,

Глава Карельской митрополии,

Председатель Синодальной Богослужебной Комиссии

2017 г.

г. Петрозаводск

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru