ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


СВЯТЫЕ  ЗЕМЛИ  КАРЕЛЬСКОЙ

Главная
Календарь
 
прп. Пахомий Кенский
прпп. Никифор и Генадий Важеозерские
прпп. Лазарь и Афанасий Муромские
прп. Александра Ошевенский
прп. Афанасий Сяндемский
прп. Афанасий Наволоцкий
прп. Адриан Андрусовский
прп. Корнилий Палеостровский
прп. Иона Клименецкий
прп. Елисей Сумский
сщмч. прот. Николай Богословский
блаж. Фаддей Петрозаводский
прп. Варлаам Керетский
прп. Александр Свирский
прп. Иона Яшезерский
прп. Кирилл Челмогорский
Мария Олонецкая
Анастасия Паданская
 
Праздник православной Карелии - день Карельских святых
Календарь православных воинских праздников
 
Церковные праздники
по месяцам:
 
АНАСТАСИЯ ПАДАНСКАЯ

«Есть такие редкие, чистые, неземные девушки, которых не манит мир с его обманчивыми прелестями. Души их не внимают ничему земному... Вся их чистая дума направлена лишь к тому, чтобы жить для Господа к числу таких прекрасных девушек принадлежала и Анна», – пишет об Олонецкой пустынножительнице Анастасии Паданской составитель Олонецкого патерика архимандрит Никодим (Кононов), ректор Олонецкой духовной семинарии.

Инокиня Анастасия (в миру Анна) родилась в 1819 году в Харьковской губернии, родители ее были простые благочестивые люди. В полтора года девочка осиротела и воспитывалась бабушкой, глубоко верующей женщиной, строгой постницей, два раза в год ходившей в Киев на богомолье. Анна с детства привыкла к душеспасительному чтению и почувствовала стремление к жизни святой подвижнической.

После смерти бабушки Анна раздала все свое имение бедным и ушла в женский монастырь в окрестностях Киева. Но монастырская жизнь ее не вполне удовлетворяла. Она стала молиться Божией Матери, прося Ее наставления. В ответ на пламенную молитву девушке был дан замечательный сон: девушка увидела себя с иконой Божией Матери на руках и ее осенила приятная душевная теплота, но затем она ощутила тяжесть и горечь. Из этого сна Анна поняла, что подвиг ее угоден Богу, но, приятный сначала, затем будет тяжелым и горьким.

Священник Феодосий Левицкий, пастырь-странноприимец, благословил Анну на духовный путь. Девушка отправилась в Тихвин на поклонение Тихвинской иконе Божией Матери. Здесь она встретилась с пустынножительницей Марией Олонецкой. Вместе отправились они в пределы Олонецкой губернии и поселились в уединенном месте, в лесу близ Никифоровской пустыни. Именно тогда Анна, в иночестве Анастасия, вступила на путь, с которого не сошла до конца сваей жизни – путь пустынножительства.

Анна и Мария расстались после смерти о. Игнатия, когда высокое начальство приказало пустынницам удалиться из пределов Важеозерского монастыря. Анна переселилась в забытую Корнилие-Паданскую пустынь (Ленинградская область) где и жила много лет до самой своей кончины. «Проводя время в постоянных молитвах, посте и трудах, с молитвой Иисусовой, понесла она много скорбей, через которые воспитала в себе дух крепкого смирения и преданности на волю Господа, очистилась духовно и преуспела в добродетелях, как истинная пустынница», – писал о подвижнице архимандрит Никодим. Олонецкий епископ благословил ее на жительство на месте бывшего Корнилиевского Паданского монастыря, закрытого в 1764 году по указу императрицы Екатерины II.

По благословению Олонецкого епископа Игнатия в 1832 году за счет казны был заново отремонтирован один из трех ветхих храмов монастыря, Введения Пресвятой Богородицы. «Церковь Введенская древней архитектуры, одноглавая, деревянная, крыта подобно избе на два ската. Вход в нее был с севера, алтарь прирублен к храму с боку, окна маленькие, икон в храме не много: икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, иконы преподобных Корнилия, Дионисия и Мисаила. Маленькие колокольчики были подвешены на столбах, вблизи церкви», – так описывает церковь один из путешественников, посетивших Корнилиевскую пустынь в августе 1864 года. В 1867 году к ней была сделана пристройка в виде колокольни.

В архивных документах записано: «Проживающие здесь пустынницы переселились сюда из лесов Задне-Никифоровской пустыни, согласно их ходатайству с разрешения Преосвященного Ионафана, бывшего епископа Олонецкого и Петрозаводского, в 1872 году, земля была заарендована тогда же на имя старшей пустынницы Анны Трофимовой Яценковой на 12 лет, а в сентябре 1883 года земля вновь заарендована на 9 лет с платою за 15 десятин 78 сажен по 18 рублей 42 копейки в год».

Вот как рассказывала впоследствии старица Анастасия своим ученицам о начале своего пустынного жития: келью строили самостоятельно, копали землю, рубили деревья, складывали печь-каменку, работа была тяжелая, не для женских рук. Питались почти одними грибами, и даже соли не было. Все лето ходили босыми, а змей вокруг было много. Землянка топилась по-черному, и ее наполняли дым и угар. Только молитва к Господу помогала претерпеть все невзгоды. Однажды к пустынницам пришли разбойники и требовали денег, угрожали, связали руки, обыскали все вокруг, и только убедившись в том, что денег действительно нет, ушли. Всего натерпелась на своем пути инокиня Анастасия.

Особенно тяжкими в уединенном жительстве были искушения духовные, временами нападали уныние, тоска и необъяснимый страх, но все перенесла пустынножительница Анастасия с помощью Божией. Утешение пустынножительнице пришло в сонном видении, во время тяжелой болезни увидела Анастасия в неизреченной красоте Божию Матерь такой, как она изображается на иконе «Всех Скорбящих Радость», после чего сразу поправилась.

Стали к пустынножительнице Анастасии собираться ученицы. Но старица до конца осталась верна своему пустыннолюбию, и возобновление Паданского монастыря по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского и насельника Никифоровской пустыни иеромонаха Геннадия осуществила игумения Варсонофия.

2 апреля 1891 года в протоколе Олонецкой духовной консистории представлено заключение о том, «что, если нет никаких к тому препятствий со стороны гражданских властей, то предписать указом протоиерею Иоанну Рябинину объявить послушницам об открытии Паданской женской общины. Заключение утверждено Олонецким епископом 13 апреля 1891 года и приведено консисторией к исполнению 29 мая 1891 года». 18 мая 1892 года, постановлением Святейшего Синода, учреждена была на месте Корнилиевской Паданской пустыни женская община с наименованием ее Введенской Паданской, и мать Варсонофия назначена строительницей общины.

Общине были выделены земельные владения (15 десятин) и вскоре построили новый Введенский двухэтажный деревянный храм с шестью престолами. В обители проживали 70 человек. За счет общины содержался священник, который служил в храме. Была открыта церковно-приходская школа. С 1 июня 1900 года община возведена в монастырь с наименованием «Введенский Паданский общежительный монастырь», игумения Варсонофия назначена настоятельницей монастыря.

Пока не представилось возможным обнаружить в документах архива упоминание о том, когда пустынница Анна Яценкова приняла постриг, но в книге архимандрита Никодима сказано, что это произошло после переселения ее на место бывшей Корнилиевой пустыни. В деле об образовании Паданской женской общины, которое датируется 1890 годом, записано, что среди сестер-насельниц монахинь нет, возможно, все они приняли иночество в более позднее время, уже после учреждения монастыря.

В Санкт-Петербурге у монастыря было свое подворье (около сорока сажен земли), где была построена и освящена церковь 21 мая 1902 года св. Иоанном Кронштадтским в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подворье находилось в районе Большой Охты, в Полюстровском участке, по Прохоровскому шоссе.

«Когда все это происходило, старица Анастасия по-прежнему вела уединенный образ жизни. По-прежнему она в воскресные и праздничные дни ходила в храм Божий, только уже не в приходской, а в монастырский. По-прежнему говела в пост, соблюдая суровое воздержание, летом вставала с птичками и славословила Господа. В студеные же долгие зимние ночи, как свеча пред образом, стояла в пламенной молитве. Была матушка Анастасия насельницам обители правилом веры и образом кротости и смирения. И тихо почила 11 июля 1901 года».

Могилка ее находится рядом с могилкою прп. Корнилия Паданского – дорогое сокровище обители. Пока скрыто от нас место упокоения старицы-пустынножительницы матушки Анастасии Паданской, известно только, что похоронена она была рядом с прп. Корнилием Паданским. Будем же надеяться, что по нашим молитвам откроет матушка свою святую могилку, чтобы могли мы поклониться ей и сказать: «Моли Бога о нас, матушка Анастасия».

Подготовлено Татьяной СОРОКИНОЙ
по материалам НА РК и книге: Архимандрит Никодим. Олонецкая пустынноительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910.

На главную

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru