ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


775-летие крещение карел

Анненское время. Анна Алексеевна Орлова–Чесменская и Карелия

Короткая у нас историческая память. В недавние годы вообще считали, что до 1917 года истории в нашей стране не было. А нынешняя жизнь не располагает заглядывать ни в прошлое, ни, тем более, в будущее. Оттого, наверное, открытия в истории предстоит делать другим поколениям. Нам бы не забыть известные когда-либо имена. Вот, к примеру, одно, пусть и очень косвенно связанное с суоярвской землей, но зато какое громкое когда-то.

В десятке километров на север от Суоярви дорогу пересекает порожистая речка, соединяющая два озера. Холм с «останками» пионерского лагеря, плотина, поросшие лесом руины древнего завода – Каратсалми. Тихо живет здешний дачный поселок: его юное поколение уже не знает, что такое пионерский лагерь. Как и то, что 100, 200 лет назад существовала тут другая жизнь.

annac.jpg (16564 bytes)С 1801 года с Олонца, с Петербурга приезжали сюда рабочие, квалифицированные и не очень: в Каратсалми создавался чугунно-плавильный завод, который впоследствии назывался Анненским. Отсюда шел качественный металл на Александровский (имени Александра Невского) оружейный завод в Петрозаводск. А Анненским он, скорее всего, назван в честь святой Анны, небесной покровительницы его владелицы – Анны Алексеевны Орловой–Чесменской, единственной дочери знаменитого Алексея Орлова. Кто не знает этих братьев, чей заговор сменил на русском троне Петра III на Екатерину II. А Алексей Григорьевич известен еще и победой русского флота над турецким под его руководством в Чесменской бухте. И до сих пор славятся орловские рысаки, - граф, завзятый лошадник, не жалел денег на вывод новой породы. Ну да нас больше интересует наследница его миллионов, горячо любимая дочь. Мать ребенка – Авдотья Лопухина – умерла через год после родов. Отец сам как мог воспитывал ребенка: учил ездить на лошади, обращаться с оружием, нанимал лучших учителей.

Некрасива, высокого роста, пожалуй мужественна, зато одета скромно и со вкусом, - отмечали современники. На шестнадцатилетие Анны, по случаю ее выхода в свет, Державин пишет оду, руки первой невесты России ищут женихи – «у казны Орлова и дна нет» - не раз любил повторять и сам граф. Но владелица бесчисленных земель (в том числе и Каратсалми), сказочных богатств, вовсе не любит светских развлечений, танцев, отличаясь, подобно матери, редкой набожностью. Дочь не подозревает о происхождении своих сокровищ, а граф оберегал ее душу от тяжкого груза – «У тебя, графинюшка моя, грехов нет, я же за свои сам ответ держать буду. Ты на себя их не бери, - не по твоим плечикам девичьим», - сказал как-то отец. Духовный отец Анны – архимандрит Фотий – открыл глаза ее на источник богатств, имея в виду причастность графа к смерти Петра III и похищение им принцессы Елизаветы. После этих подробностей Анна Алексеевна решила посвятить жизнь добрым делам и, тратя на них свои богатства, замаливать грехи отца и спасти его душу.

Горячие проповеди молодого петербургского монаха Фотия (Петра Спасского) собирали массы народа от простых людей до царедворцев. Именно своим бесстрашием поборник чистоты Православия привлек к себе внимание графини, и она просила его быть ее духовником. Во время шатания умов только человек с такой энергией, фанатизмом мог оказать влияние на общество. А ситуация в стране складывалась сложная.

России требовались реформы на основе традиций, обычаев, идеалов национальной жизни. Свои реформы пытались навязать стране масоны, расходившиеся в государстве тайные общества. Своими махинациями эта мощная мировая организация давно и успешно вредила России, масоны перечеркнули результаты побед русских в Семилетней войне и таких примеров много. Они, кстати, распространяли листовки Наполеона в Москве в войну 1812 года. Даже русские, входящие в масонские ложи, рассматривали страну как неприятельскую землю. Очевидно французская революция где, уничтожив руками народа аристократию, править стали масоны, была желательна ими и для России. Явным препятствием этим планам было Православие. Его решили подменить смесью оккультизма, астрологии, кабаллы. Адепты новой веры этим суррогатом наивно пытались выйти из-под Божией воли, обещая новичкам познание природных тайн. Тайные общества проникали повсюду: и в царские дворцы, и в церкви. Монашество утеснялось, Православие преследовалось, общественные организации оказывались под контролем лож. Проповеди фанатика Фотия были костью в горле и поэтому не удивительна скорая ссылка его в бедный и глухой Юрьев, в монастырь. За ним последовала из столицы духовная дочь архимандрита. Божиим произволением оказались они в монастыре, основанном еще Ярославом Мудрым, сыном крестителя Руси князя Владимира. Графиня живет самой суровой монастырской жизнью в постах и молитвах, жертвуя огромные суммы на монастырь. Анна хотела принять постриг, Фотий не благословил. Велел в миру оставаться, по делам церковным хлопотать. – Трудно? Как послушание прими. И Анна сделала много. Вернули архимандрита в Петербург, а потом удалось и главное, - встречу с государем организовать. Результатом этой встречи 5 июня 1822 г. стало решение о закрытии всех масонских организаций в России и недопущении их учреждения впредь. Почти на столетие была отложена революция.

В Евангелии от Луки некий богач спросил Иисуса как ему наследовал жизнь вечную. «Одного не достает тебе, все, что имеешь, раздай нищим». И видя, как опечалился тот человек, Иисус добавил: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие»… Наверное среди исключений из этого правила и жизнь Орловой-Чесменской, и ее кончина. Обычно праведникам дается знание о близкой смерти. Есть такой зарегистрированный факт со ссылкой на показания конкретных исторических лиц. В сентябре 1848 года одному русскому священнослужителю снится удивительный сон. Его знакомый, тоже священник, недавно скончавшийся, будто бы говорит: «Напиши своей приятельнице Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, чтобы она приготовилась к смерти». Конечно, поутру он ничего не стал писать о жутковатом сне. Через неделю снится тоже. Не поверил и опять, - глупости в снах бывает много. В третий раз покойный крепко отчитал друга: «Если ты пропустишь еще хоть одну почту, твое известие не застанет ее в живых, и Бог взыщет с тебя».

На следующий день письмо было отправлено графине. Анна Алексеевна показала его своему духовнику, со слов которого и известна эта история. Недоумевая, в тот же день исповедалась и причастилась, а назавтра, 6 октября 1848 года, внезапно скончалась… В биографической справке сказано, что Анна Алексеевна Орлова скоропостижно скончалась в гостях у архимандрита Мануила в Юрьевом монастыре. Она была похоронена там же, рядом со своим духовным отцом, архимандритом Фотием. В склепе церкви Похвалы Богородице два мраморных гроба, на одном из них табличка: камер-фрейлина двора ея Императорского Величества, кавалерственная дама ордена святой Екатерины Анна Алексеевна Орлова-Чесменская… Через 70 лет в поисках ценностей большевики вскроют оба гроба, но пораженные сохранностью тел, будто вчера погребенных, не решились тронуть ни золотой крест Фотия, ни украшений на сиреневом платье графини. Впрочем, в 30-е годы, когда в монастыре будет хозяйничать НКВД, - уже не до сантиментов. Могилу разграбят, останки выбросят. Разрешение их похоронить выпросил один из смотрителей монастыря, а после его смерти за могилой двух детей нашего Отечества ухаживали его дочери. Они ее и сохранили до наших дней.

Анненский завод принадлежал Орловым до 1825(?) года, потом его купили Петербургские купцы Громовы, а дальше завод до начала XX века принадлежал казне до самого закрытия. А в его истории первая четверть девятнадцатого века названа Анненским временем.

См. также: