ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Праздники | НовостиОбъявления  | E-mail


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СЕДМИЦА

Главная
 
Карельские святые
Календарь православных воинских праздников
 
Календарь
Церковные праздники
по месяцам:
 
Календарь Великого поста. Святая Четыредесятница. Суббота Акафиста. Страстная седмица
Правила поста. Пост - дар древний.
О трапезе в Великий пост
 
Благовещение
Вербное воскресение
 
Пасхальная радость
Церковные праздники > АПРЕЛЬ   2017

1 АПРЕЛЯ Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
Иконы Божией Матери, именуемая «Умиление», которая явилась в Смоленске в 1103 г. На ней Богородица изображена взирающей с умилением на Младенца Иисуса, отчего и происходит название иконы. Сохранилось предание о том, что после плена в Орде молодой княжич Василий, возвращаясь домой через земли Великого княжества Литовского, встретил 15-летнюю дочь Витовта и полюбил ее. В 1389 г. великий князь московский Василий I посылает за невестой дружину. Князь Витовт благословил Софию чудной Смоленской иконой. Брак был счастлив и богат на детей. После смерти мужа княгиня взяла на себя управление государством вместе с 10-летним сыном. Ее мужество и искренние молитвы помогли жителям Москвы выстоять натиск татар. По мнению историков, сама Царица Небесная помогла жителям города отбиться от захватчиков.
В 1456 г. великий князь московский Василий II отпустил святыни в Смоленск, сделав с них копии, в том числе и с иконы «Умиление» Крестным ходом с молебном проводили иконы жители Москвы до Савина монастыря. На этом месте в Москве (1524 г.) в память присоединения Смоленская к Москве был построен знаменитый Новодевечий монастырь, где и были установлены копии чудотворных икон.
В святцах дня также имена мучеников Хрисанфа и Дарии – молодых супругов-христиан, которые по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. Узнав об этом, они были отданы язычниками на мучения. Дарию отвели в блудилище, но там ее охранял посланный Богом лев. Хрисанфа бросили в смрадную яму, но она вдруг наполнилась благоуханиями. Тогда святых угодников после истязаний закопали в землю. Было это в конце III века.

2 АПРЕЛЯ — Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской. В двенадцатилетнем возрасте она ушла из родительского дома в Александрию и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к гибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Через 17 лет такой жизни Мария осознала всю глубину своего падения только тогда, когда не смогла войти в храм, удерживаемая неведомой силой. Принеся Господу глубокое покаяние, она удалилась в Иорданскую пустыню и там 48 лет подвизалась в полном уединении, посте, молитве и слезах. Преподобная Мария своими покаянными подвигами обрела великую благодать у Господа, наделившую ее даром чудодействия. На примере Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и показывает пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам, напоминая верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как низко кто не падал. Прп. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.
В этот же день -
св. мученицы Фотины, самарянки. Св. Фотина была той самой самарянкой, с которой Господь Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева (Евангелие от Иоанна, глава 4). Она стала ученицей Господа и проповедовала Евангелие в различных странах. Пострадала во времена императора Нерона, гонителя христианства. Святая исцеляет разные болезни, помогает страдающим лихорадкой..

3 АПРЕЛЯ — память прп. Серафима Вырицкого (1949 г.). Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы иеросхимонах Серафим Вырицкий самой своей жизнью свидетельствовал о Христе. Находившийся почти 20 лет на одре тяжелой болезни старец порой принимал за день сотни посетителей, приводя к спасению неисчислимое количество душ. Многие из деяний св. Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениям, чему имеются очевидцы его подвигов. На его могилку в Вырице и ныне приходят православные, получая помощь в своих нуждах.

4 АПРЕЛЯ — Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского. Мц. Дросиды. Прп. Исаакия Далматского.

5 АПРЕЛЯ память прмч.Никона епископа и 199 учеников его.

6 АПРЕЛЯ память свт. Артемия, епископа Солунского.

7 АПРЕЛЯ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, который установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника таин Божиих - архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира.

8 АПРЕЛЯ — Лазарева суббота. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью. Евангелие от Иоанна рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Господь любил это семейство, часто бывал в нем. И вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к пещере и сказал: "Отнимите камень". Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня". Сказав это, Он воззвал громким голосом: "Лазаре! гряди (иди) вон." И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: "Развяжите его, пусть идет".Весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.
После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. На его лице с тех пор никогда не видели улыбки и его всегда сопутствовал запах тления, как напоминание о его смерти.
Воскрешение св. Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших.
В этот же день Собор Архангела Гавриила.

9 АПРЕЛЯ Неделя 6-я, ваий (цветоносная. Вербное воскресенье). ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. В этот день св. Церковь вспоминает царское прославление Иисуса Христа пред Его крестной смертью для показания, что страдания Спасителя были вольными. Накануне Пасхи Христос вступил в Иерусалим, как не раз вступал туда его царский предок Давид – сидя на осле. Когда Он начал спускаться с Елеонской горы, народ закричал: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господа. Осанна в вышних!». Народ стал устилать дорогу только что распустившимися пальмовыми ветвями (ваиями), как это было принято на Востоке при встрече особенно чтимых лиц.
Ваии у нас заменяются вербами, так как верба ранее других древесных ветвей дает почку. По церковной традиции, в этот день в храмах происходит освящение вербы и верующие с веточками в руках стоят на богослужении, как бы встречая невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти. Отсюда и название - Вербное воскресенье.

В этот же день Память святых мучеников Мануила и Феодосия, пострадавших за веру во Христа в 304 году. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали в Бога и решились также пойти на мучения за веру. Правитель, перед которым они объявили себя христианами, был поражен их мужеством, и, заключив в темницу, поручил страже зорко охранять их. Несколько дней мученики пребывали в темнице, затем их предали жестоким страданиям, но ничто не могло заставить святых отречься от веры в Единого Истинного Бога. После многих мучений страдальцы были по повелению правителя обезглавлены.

10 АПРЕЛЯ Страстная седмица. Великий Понедельник. Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения, почему и называется Страстной. Она называется также Великой по знаменательности и величию совершившихся в ней событий.
В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, сораспяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы жить с Ним. Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает изсушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. Эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния и погибающую в нераскаянии.

В этот же день память прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского.

11 АПРЕЛЯ Великий вторник. Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись из-за страха перед народом, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).
Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом, во вторник Церковь избрала для назидания верующих преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

В этот же день - память прп. Иоанна Пустынника.

12 АПРЕЛЯВеликая Среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено схватить Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовила Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Память святителя Софрония. Свт. Софроний (в миру Стефан Кристалевский) родился в 1703 г. на Украине. Был настоятелем в Петербургской Александро-Невской лавре в сане архимандрита. В 1753 г. назначен епископом Иркутским, где и скончался в 1771 году. В 70-х годах прошлого столетия нетленное благоуханное тело святителя было вторично открыто. Исцеляет различные болезни.

13 АПРЕЛЯ – Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа со Своими учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии – Причащения Тела и Крови Господней.
Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий. В ходе службы читаются 12 отрывков из Священного Писания, повествующие о страданиях и Крестной смерти Господа.
Великий Четверг в церковной традиции – день общего причастия; именно сегодня все верующие стараются за богослужением причаститься Святых Христовых Таин.
Память сщмч. Ипатия, еп. Гангрского.

14 АПРЕЛЯ – Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма для поклонения.
Вечером в этот день совершается Чин погребения Спасителя.
Память преподобной Марии Египетской (см. 2 апреля).

15 АПРЕЛЯ В Великую субботу Св.Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово. Совершается Литургия Василия Великого, во время ее священники переменяют темные облачения на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.
Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века».
Днем во всех храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово…
Память прп. Тита чудотворца.

16 АПРЕЛЯ — СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА. Нет богослужения более светлого и радостного, чем Православная Пасха. Говорят, что Пасхальная ночь — самая безмолвная и тихая ночь в году. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко Гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельной Троице». Затем, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». Все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», — ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви.
В этот же день — иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». На этой иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой — цветок белой лилии. Этот цветок символически изображает собой неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, Которую Церковь так и именует: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Список чудотворной иконы находится в московском Алексеевском монастыре.

17 АПРЕЛЯ Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой Седмицы. Торжественное празднование Пасхи продолжается всю седмицу (неделю), она называется пасхальной или светлой.
В этот же день память прп. Иосифа Многоболезненного.

18 АПРЕЛЯ Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией матери.
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652). Первый патриарх Московский был исключительной личностью. Он снискал горячую любовь народа, строго соблюдал церковный Устав, ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол. По благословению Патриарха Иова утверждалось Православие на русском Севере, в Сибири, основывались новые монастыри. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме самозванца Григория Отрепьева. Весной того же годы в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам, а Патриарх, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен и сослан в Старицкий монастырь, где скончался в 1607 г.

19 АПРЕЛЯ – память свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского.

20 АПРЕЛЯ – память прп. Георгия исп., митр. Митиленского.

21 АПРЕЛЯ Пятница Светлой седмицы. Чествование иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Икона была написана в память открытия императором Львом в 450 г. близ Константинополя чудотворного водного источника, подававшего исцеления страждущим. В этот день в храмах совершаются водосвятные молебны, крестные ходы на водные источники: Церковь прославляет Богородицу как нашу Заступницу и Ходатаицу, Чьим предстательством совершаются в мире многие дивные благодатные чудеса.
Память свт. Нифонта, еп. Новгородского.

22 АПРЕЛЯ Суббота Светлой седмицы. Раздача Артоса. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя на всю Светлую седмицу. По окончании Литургий с ним торжественно совершаются крестные ходы вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и в конце Литургии (при целовании креста) раздается народу.
Частицы освященного хлеба, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!
Память преподобномученика Вадима архимандрита. Святой Вадим родился в IV веке в Персии, в богатой и знатной семье. В молодых годах он ушел в пустыню, где основал монастырь.
Во времена преследования христиан персидским царем Сапором (310-381) преподобный и семь его учеников были преданы жестоким мучениям; но они твердо держались христианской веры. Четыре месяца святой Вадим провел в темнице, а затем был усечен мечом одним из приближенных царя по имени Нирсан.

23 АПРЕЛЯ Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. 2-я неделя по Пасхе носит название Антипасхи, как окончание торжества Светлой седмицы и означающее «вместо Пасхи», иначе ее называют обновлением Пасхи. В этот день воспоминается явление Христа ученикам, среди которых был и ап. Фома, не хотевший верить воскресению Господа, пока сам не увидит Воскресшего. Давши уверение Фоме осязанием Своих ран, Господь изрек: «Блаженны не видевшие и веровавшие».
В этот же день мчч.Терентия,Помия,Африкана и иных .

24 АПРЕЛЯ Память прп. Иакова Железноборовского. Инок обители прп. Сергия Радонежского, с благословения которого удалился на пустынножительство в лес близ селения Железный Борок в Костромской губернии. Там создал обитель во имя св. Иоанна Предтечи, но настоятелем согласился стать лишь в конце своей жизни. В 1415 году предсказал рождение великого князя Василия II Темного. После разрушения обители татарами преподобный восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем от набега. Мирно скончался около 1442 года. После обретения его мощей от них творилось много чудес и исцелений.
Ему молятся при болезнях ног, расслаблении тела и параличе.

25 АПРЕЛЯ — РАДОНИЦА. Поминовение усопших. Радоницей называют пасхальное поминовение усопших, совершаемое во вторник второй седмицы по Пасхе. Церковь призывает нас, следуя примеру Господа, возвестить радость Светлого Христова Воскресения всем от века усопшим. Именнон на Радоницу совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
Сегодня же — память прп. Исаака Сирина.

26 АПРЕЛЯ память мученицы Фомаиды. Родилась в Александрии, жена рыбака, отличалась целомудрием, кротостью и незлобием. Она мученически скончалась в 476 году от руки своего свекра, омрачившегося безумной плотской страстью к ней. Ее мощи покоились в одном из монастырей в Константинополе. Многие, обуреваемые блудной страстью, прибегая с усердными молитвами к святой мученице, получали исцеления.

27 АПРЕЛЯ – память свт. Мартина исп.

28 АПРЕЛЯ – память св. мученика Саввы Готфского. Святой Савва, проживая в Готфии среди язычников, был правоверен, готов ко всякому послушанию в праведном деле, кроток и прост в слове, но не в разуме, стоял за истину, заграждал уста идолопоклонникам; не был горд, но вел себя, как подобает смиренным, молчалив, весьма ревностен ко всякому благому делу. До конца своей жизни он сохранял веру, никогда не колебался безбоязненно говорить о Господе и явно исповедовал себя христианином среди язычников готфов. В 372 г. св. Савва был схвачен и после мучений утоплен. Мощи его впоследствии перенесены в Каппадокию, притекающим к ним верующим они давали исцеления от различных недугов.

29 АПРЕЛЯ – память мцц. Агапии, Ирины и Хионии.

30 АПРЕЛЯ Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. В этот воскресный день Церковь вспоминает святых жен-мироносиц – преданных учениц Господа при Его жизни, которые первыми приняли весть о Светлом Христовом Воскресении: Марию Магдалину, Сусанну и иных. Поэтому Неделю жен-мироносиц также именуют православным женским днем.
Вместе со святыми женами-мироносицами в этот день мы вспоминаем праведных Иосифа и Никодима, послуживших при погребении Христа, а впоследствии – проповедовавших в своем отечестве о Воскресшем Господе, претерпев много гонений от иудеев.
В этот же день память  преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Зосима родился в Новгородской губернии в с. Толвуя. С молодых лет отличался смирением и кротостью, а научившись грамоте, весьма прилежал к чтению божественных книг. Родители принуждали его к браку, но он отказался и стал вести жизнь отшельника. После смерти родителей раздал имение нищим и вместе с прп. Германом удалился на Соловецкий остров для безмолвия. Иноки поставили кельи на берегу одного из озер и стали проводить дни в тяжелых трудах, борясь со скудной природой, а по ночам славословили Господа. Св. Зосима скоро сделался известным всему Северу. Как только слава о подвигах прп. Зосимы стала распространяться, к нему начали стекаться со всех сторон ревнители благочестия. Общими трудами братии была поставлена церковь во имя Преображения Господня, а прп. Зосима был избран первым игуменом новой Соловецкой обители. Он был истинным отцом для иноков, ездил на материк для сбора подаяний, ходатайствовал за обитель в ее трудных обстоятельствах, трудился над ее внутренним устройством. Бог наградил его даром чудотворения. Святая Церковь прославляет прп. Зосиму как «целомудрия хранителя, болящих врача безмездна», «постника истинна, бедным помощника, в мори обуреваемым предстателя», «монахов множества наставника»
Прп. Зосиму своим покровителем и хранителем пчел считали русские пчеловоды.
Сегодня же (и 12 сентября) – память преподобного Александра Свирского.

На главную

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru