ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Митрополит Константин выступил с докладом на IX Международной конференции «Евангельский текст в русской словесности» в ПетрГУ

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

5 июня 2017 года, Председатель Синодальной богослужебной комиссии, профессор, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин по приглашению ректора Петрозаводского Государственного университета Анатолия Воронина принял участие в IX Международной конференции «Евангельский текст в русской словесности: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр». Владыка выступил с докладом на тему «Доказательства бытия Божия по Виктору Несмелову».

Научный форум проходит на базе института Филологии Петрозаводского Государственного университета с 5 по 8 июня 2017 года.

Подобная конференция проходит раз в три года уже на протяжении 24 лет, в Духов день.

Открыл конференцию председатель оргкомитета доктор филологических наук, профессор Владимир Николаевич Захаров, который отметил, что выбор дня начала конференции в праздник сошествия Святого Духа на апостолов очень символичен, потому что вся русская словесность пронизана Евангельским Духом.

Затем с приветственным словом обратился Владыка:

«От всего сердца рад всех приветствовать в стенах известного Петрозаводского Государственного университета.

Я думаю здесь и филологи, и философы, и историки – все те, кто интересуются не только приземленной действительностью, но чьи взоры духовные направлены и вверх, кого интересуют вопросы истории, метафизики.

Всех поздравляю с Днем сошествия Святого Духа на апостолов.

Многие читали Евангелие и знают, что это глубоко реалистичная книга, где описаны недостатки и слабости учеников Христовых. Когда предали Иисуса Христа, почти все разбежались, и у страшного голгофского Креста остался только один апостол Иоанн Богослов. Они не верили в Его Воскресение. И вот эти неграмотные рыбаки – робкие, непостоянные, маловерные люди, когда находились в Иерусалиме по указанию Иисуса Христа, а им было сказано находится там «доколе не облекутся силою свыше, покуда на них не снизойдет благодать Святого Духа».

В какое-то кратчайшее время эти робкие, непостоянные рыбаки превращаются в мужей исполненных огромной внутренней силы, храбрости, смелости, мужества. Они проповедают на различных языках. Каждый слышит на своем родном диалекте их слова. Они отправляются во все страны Римской империи, начиная от Британии и Испании на западе, заканчивая в Индии и Персии на востоке, и в тяжелейших условиях, не смотря на огромное противодействие, основывают апостольские первохристианские Церкви, которые со временем превращаются в поместные. Такова была сила их Духа. Сила не просто была им дана для самолюбования или самоутверждения, но дана была им для основы Церкви.

Народ как тогда, так и сейчас просил доказать свои слова, и в доказательство слов апостолы творили многочисленные чудеса. Мы знаем, что культура философии в античные времена, на заре новой эры, две тысячи лет назад была необыкновенно высокой. Любимым занятием римлян, греков и, в частности, в Афинах была дискуссия. Искусство полемики было отточено до невероятной точности. Это были мастера. И там, в ареопаге проповедовал апостол Павел. Все жители Афин с большим удовольствием слушали его, когда он говорил о различных вопросах метафизики и философии, и так продолжалось до тех пор, когда он заговорил о будущем – о воскресении мертвых. Тогда всякий интерес к полемике у слушателей сник, они развернулись, ушли и сказали ему, что послушают его об этом в следующий раз. Вот, что значит, когда высокоинтеллектуальное сильное слово не подкрепляется каким-то знамением.

Современный народ мало отличается от того народа, слабые люди и сейчас тоже ищут чуда, и Господь по своему милосердию может послать его. У каждого из нас может произойти маленькое личное чудо, но свойство его таково, что когда мы начинаем рассказывать о нем другим людям, то мы не находим достаточно выразительных слов описать, что творилось в нашей душе. Все слова кажутся какими-то «плоскими», и слушающий нас человек только пожимает плечами и не видит здесь никакого чуда. Поэтому не случайно выражение: «Мысль, высказанная вслух, является ложью», потому что глубинные чувства способны выразить только выдающиеся поэты, имеющие огромный словарный запас. У нас же запас слов небольшой, и мы даже собственные чувства далеко не всегда способны выразить.

Я думаю, что для учителей словесности этот праздник – это особый праздник, когда апостолы начали говорить не просто на различных языках, но и на многочисленных диалектах, так, что иудеи всевозможных диаспор, каждый слышал родную речь.

Желаю вам помощи Божией в изучении русского языка, который действительно способен выразить самые глубокие и проникновенные богодухновенные истины. Храни вас Господь!» - закончил приветствие Владыка.

После митрополита Константина приветственное слово произнес проректор по научной работе Владимир Сергеевич Сюнев. Он поздравил всех присутствующих от имени ректора, профессорского и учительского состава университета с открытием очередной конференции и отметил, что ПетрГУ среди других ВУЗов сейчас является флагманом важной идеи гуманизации образования, несения христианского знамени в изучении этих проблем в русской литературе. Является также общепризнанным в России и за рубежом центром изучения Евангельских текстов в русской литературе.

Закончила вступительную часть пожеланием успехов директор Филологического института – Абрамова Оксана Геннадьевна.

Первым с докладом на тему «Доказательства бытия Божия по Виктору Несмелову» выступил митрополит Константин. В начале доклада Архипастырь рассказал о том, что такое христианская антропология. В данном контексте выдающийся русский богослов и философ Виктор Иванович Несмелов является автором учения, которое по существу представляет первый систематический опыт философского обоснования православного учения о человеке.

Далее Владыка кратко рассказал о жизни философа и переходит к сути рассматриваемого вопроса. «Несмелов, - как замечает Архипастырь, - с самого начала разграничивает составные части понятия мировоззрения: наука, философия и религия. Наука не ставит вопрос: какой смысл в изучаемой деятельности мировых сил и к чему направляются изучаемые нами бесконечно сложные процессы во Вселенной. В пределах опытного исследования природы это совершенно неразрешимо. «Хотя мир и представляет собою для нашего познающего мышления обширную книгу, однако эта книга, в эмпирическом данном составе ее, оказывается для нас книгою без начала и без конца». Поэтому оставленные наукой, но научно вовсе не устранимые, эти вопросы смысла бытия неизбежно создают рядом с экспериментальной наукой другую, умозрительную науку — философию. Философия изучает тот же самый мир, но с точки зрения конечных причин, опираясь на данные естественных наук.

Далее Несмелов перебрасывает мост от философии к религии. Человеческий интеллект так организован, продолжает Несмелов, что по своей природе он способен рассматривать или оценивать мир не только с точки зрения времени, но и с точки зрения вечности.

Большое внимание философ уделяет понятию «личность». Несмелов очень убедительно доказывает, что «человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самим фактом своей реальной идеальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной Личности». Отправная точка антропологических построений Несмелова — это загадочная двойственность человеческого бытия в этом мире. С одной стороны, человек — дитя природы, «простая вещь» физического мира, подвластная жестким законам биологии, физиологии. С другой стороны, человек, обладающий разумом, свободой и нравственностью, ясно сознает свою безусловную ценность, выходящую за пределы мира вещей. Несоответствие идеальной природы личности человека реальным условиям приковывающего его мира делает его существо двусмысленным, исполненным внутреннего конфликта», - в частности отметил владыка.

Доклад митрополита Константин положил начало трехдневному увлекательному марафону выступлений.

Материалы предыдущих конференций опубликованы в девяти выпусках серийного научного издания «Проблемы исторической поэтики». Они доступны читателям не только в библиотеках, но и в Интернете на сайте http://philolog.petrsu.ru.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской Епархии, 2017 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru