ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


На вопросы отвечает московский протоиерей АРТЕМИЙ Владимиров

— Батюшка, часто человек, называющий себя верующим, считает, что ходить в церковь, молиться, каяться и причащаться ему необязательно. Главное, чтобы Бог был в душе. Что, на ваш взгляд, кроется за этой фразой, ставшей особенно расхожей в наши дни?

- Многие современные люди, интересующиеся вопросами духовной жизни, напоминают собой путников, которые долгое время идут по пустыне. И под конец достигают оазиса с проточной ключевой водой. Пересохло горло, и язык распух, тело страждет. Однако, как ни странно, путник не решается сделать последний шаг и войти в свежие, чистые воды и утолить свою жажду. Таковы и наши современники, которые уже успели осознать, что Православие есть исконная духовная культура, благодаря которой только можно сохранить нравственный стержень в душе человека. Однако между этим осознанием и подлинным приобщением, воцерковлением большое расстояние, которое тоже необходимо пройти.

Немало из нас тех, кто считает, что Бог живет у них в душе, что они не нуждаются ни в каких Таинствах Церкви. Главное быть добрым человеком и служить бескорыстно людям. Да, конечно, место Богу в душе, но каково подлинное состояние душ и сердец наших? Ответить красивой фразой “Бог живет в душе моей” может каждый. Но признаемся ли мы, что душа наша подлинно здорова? Давайте заглянем поглубже в собственное сердце. Что мы обретем в его бездонной глубине? Древний пророк Давид в одном из своих псалмов сказал, очевидно, имея в виду сердце человеческое: “Сердце велико и пространно. Тамо гади, им же несть числа”. И действительно. Взращенные в отчуждении от Бога, не просвещенные и не согретые Благодатью Божией, изливающейся на нас в таинствах крещения, исповеди, причащения, мы не сумели сохранить душу в ее изначальной детской чистоте. Иначе откуда бы у нас взяться раздражительности, гневливости, постоянным страхам, тревогам, унынию и печали, которые сделались как бы второй природой человека? Что скажем об уязвленном самолюбии, мнительности, обидчивости, гордости и прочих недугах души? Кто уврачует ее? Собственными ли силами возвратишь ей здоровье? Единый Христос Спаситель Истинный Бог, ставший человеком, возвращает душе здравие, возрождает человеческую личность, привлекая ее ко Кресту, с которого струится Его Животворящая Кровь.

Безусловно, и вне исповеди, вне общения со священником каждый из нас может и должен переоценивать все в своей жизни, осуждать себя за ошибки молодости, каяться в содеянном, но никто из нас не может вне Богом учрежденного Таинства покаяния, вне общения со священником, свидетелем, от Бога поставленным, простить себя и разрешить совесть от терзающих ее грехов.

Если бы Бог действительно жил в нашей душе, то мы бы услышали призыв Христа из Евангелия: “Примите, вкусите, сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов”. А ведь Тайная вечеря и поныне свершается ежедневно под сводами православного храма. И сегодня каждый из алчущих и жаждущих святынь может приступить к Чаше Жизни, приобщиться Тела Христова — Источника бессмертного. Быть может, потому мы и болеем душой и телом, что нарушаем главную церковную заповедь: месяцами, годами остаемся без причащения Святых Христовых Тайн, которые преподаются Богом через руки священника “во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную”.

Завершая наше краткое слово, скажем словами одного из учеников Христовых, приведшего к Спасителю своего брата: “Иди и виждь”. Пора, пора переступить порог храма. Лучше сделать это самому, чем в свое время (а оно неминуемо настанет) быть внесенным в храм, когда душа уже предстанет на Суд Христов.

См. также: