ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Вера – это жизнь человека

«У каждого из нас можно отнять все — имущество, семью — и хотя это крайне тяжело, но человек выдержит и останется человеком до той поры, пока у него не отнимут веру. Вот если человек потеряет свою веру, тогда все — это мумия, биоробот, я не знаю кто, но не человек. Все можно вынести с помощью Божьей», — говорит настоятель церкви святой великомученицы Екатерины отец Андрей ВЕРЕЩАГИН.

125 лет назад Екатерининская церковь была освящена и стала принимать первых прихожан. История этого храма — совокупность различных данных, сохранившихся до наших дней. Как рассказывает отец Андрей, разные источники предоставляют разную информацию, поэтому с уверенностью сказать, что какой-то из фактов является истинным, сложно.

О чем можно говорить с уверенностью, это о замечательной русской традиции, существовавшей двумя веками ранее,— по-Божьему относиться к людям и возводить в их честь памятные знаки, таким образом, заботясь об их душе. Так и церковь святой великомученицы Екатерины, или, как ее уже 125 лет зовут петрозаводчане, Екатерининка, — это память: храм возведен в основном благодаря купцу Софушкину в честь покинувшей его дочери.

«Знаете, тогда не было такого редкого беспамятства, как сейчас, когда люди считают, что вот сегодня заработаю все деньги, а завтра будь что будет, - касается ли это себя самого, родителей или детей. Какое-то бы сказал, первобытное отношение. А тогда все-таки это было действительно по-Божьему», - говорит настоятель Екатерининки.

Екатерининская церковь на своем веку пережила много печалей, людского непонимания и бездушия. Это один из двух храмов Петрозаводска, которому удалось остаться в нашем городе после разрушительных событий начала XX века и Великой Отечественной войны. Ведь тогда, помимо кафедрального собора, который являлся центром духовной и социальной жизни Петрозаводска, были разрушены 300 малых памятников — городских часовен, но Екатерининка уцелела.

«Самое тяжелое, что это делали люди. И отговорки, что кто-то направлял или заставлял так поступать, неуместны. Ведь мы либо грешим, либо творим добрые дела, но сами. Поэтому и судит нас Господь по нашим делам, а тех, кто нас научает или подуськивает, Господь тоже будет судить. Наше же право и наша воля пойти на поводу или быть благоразумными».

Нынешний настоятель Екатерининской церкви убежден, что храм остался целым и по сей день оказывает нуждающимся духовную помощь, поддерживает людей на сложном пути исключительно милостью Божьей. Ведь пережила церковь не только человеческое бездушие, но и жесточайший контроль советского государства, когда несколько служителей храма были казнены в период репрессий 1937-1939 годов, а позднее у входа в храм дежурили государственные чиновники и внимательно следили, а не решил ли помолиться Господу кто-нибудь, носящий в кармане пиджака партийный билет.

Сейчас в Екатерининке служат по большей части молодые священники. Это несколько противоречит представлениям большинства обывателей, привыкших считать, что батюшка должен быть в летах. Но отец Андрей утверждает, что в нынешнее время это совершенно нормальное явление — сейчас повсеместно по всей России 70% священников молодые. И здесь тоже играет роль история нашей страны — постреволюционное время было кошмарным для российского Православия. Только сейчас все начинает меняться.

«Нас ведь не удивляет, что люди, когда рождаются, совсем маленькие. Почему же священник обязательно должен быть стареньким? Он тоже должен пройти какой-то период обучения, и чем раньше батюшка это начнет делать, тем лучше. Как раз когда он станет стареньким и с большой бородой, он будет очень мудрым батюшкой. А если в зрелом возрасте только начинать свое служение, то это ни в коей мере не означает, что батюшка такой богоносный сразу — борода не признак благодати».

Впрочем, помолодели не только священники. Если прийти на причастие, то можно увидеть сначала череду младенцев, затем — детей чуть постарше, потом еще чуть старше, далее юношей и девушек и только в окончании этой длинной вереницы идут взрослые.

«Прихожан стало больше со времен перестройки, потому что церковь все-таки стала посвободнее для людей — не стоял у дверей уполномоченный. Раньше во время Пасхи и Рождества всегда было очень много зевак, которые приходили с магнитофонами на плечах и через 15-20 минут растворялись. К концу службы галерка в храме была пустой. Сейчас же люди приходят на Пасху в храм и стоят до конца службы, то есть идут уже не ради любопытства».

Человек общается с Богом через таинства — где нет таинств, там нет церкви. Поэтому, по мнению настоятеля Екатерининской церкви, молитвенный дом, где говорят, что мы веруем в Бога и читаем Евангелие, — это еще не церковь. Это дом, где люди собираются побеседовать, может быть, на основании общих интересов. Точно так же можно вместе изучать, например, Большую советскую энциклопедию. А там, где есть таинства, через которые человек общается с Богом, там и есть церковь.

«Православие — это образ жизни; идти за Христом, жить по-евангельски, то есть так, как Богом заповедано. Это непросто, и. на этом пути часто падают. Именно из-за этого нужно идти через храм, потому что в храме мы имеем возможность покаяния, имеем возможность встать и начать новую жизнь, когда совсем уже упали. Миллион раз не прав человек, который говорит, что я в душе верую и мне этого достаточно. Потому мы и говорим: Милости Божьей, радости Богообщения. Милости просим».

Анастасия ВАЙНИК,
«Петрозаводск» № 4(656), 24.01. 2003

См. также: