ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники
| Православный центр |
ГостеваяОбъявления  | E-mail


"ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ"

Слово Владыки Мануила на открытии конференции

Октябрь 2000 г.

Дорогие братья и сестры!

Дорогие коллеги!

Прежде всего хотелось бы отметить, что конфликт религии и науки, раздуваемый в 20-м веке, в принципе не существует. Религия ведает областью духа, а наука занимается предметами больше материальными. И так как духовный мир являет себя в мире материальном, то у науки и религии появляются области сотрудничества. По серьезности подхода к изучению разного рода вопросов Православие и наука близки друг другу, и представляется возможным даже говорить о православном научном мировоззрении, но для этого необходимо осмыслить ту беду, которая произошла научным мировоззрением нашего общества в 20-м веке.

На протяжении всей истории человеческой цивилизации общество стремилось осмыслить окружающий мир. Исследования его не закончены и по сей день, все новые и новые открытия приводят к тому, что научные теории, устаревая, рождают новые, и, видимо, этот процесс бесконечен. Объяснение различных процессов и явлений в окружающем нас мире считается объективным на данный исторический момент, если выдвигаемой научной теории этого процесса или явления соответствуют все известные на данный момент факты. Если открываются новые факты, противоречащие данной теории, то она уже считается устаревшей и необъективной. Однако долгое время в нашем человеческом обществе именно такие устаревшие и необъективные теории постулировались в догматы. Новые факты, противоречащие данным теориям, в угоду политике либо не распространялись, либо игнорировались целыми научными направлениями. Поэтому основная задача современной науки исключить такой подход к научной истине, во избежании повторения общественной катастрофы, которая произошла в 1917 году. К этому политическому и социальному катаклизму человеческое общество двигалось давно.

Философия в отрыве от религии стала объяснять возникновение нашего разумного и логично устроенного мира в отсутствии разумной первопричины. Т.к. считалось, что бытие Бога не доказуемо, то в обществе стали появляться теории, объясняющие происхождение мира без его Творца. Явилась теория эволюции Дарвина и др. атеистические теории, захватившие умы людей в 20-м веке. Произошла нравственная деградация людей. Под научной истиной стало пониматься то, что выгодно, понятие правды стало относительным, объективный подход в науке сменился субъективным. Это иллюстративно просматривается в исторической науке, а именно в ситуации с историчностью человеческой личности Господа нашего Иисуса Христа. В советский период общество поставило перед собой задачу изгнать Его из нашей жизни, и для этого все средства были хороши: и ложь, и сокрытие фактов, и их подтасовка. Греховное желание людей жить по своим похотям и страстям вело общество к отказу от веры в Бога, а это раскрепощает не творческую, а греховную природу человека. "Если Бога нет, то все позволено" — писал Достоевский, и воистину убеждаешься в этом, когда смотришь кинохронику уничтожения храма Христа Спасителя.

Да, действительно, с научной точки зрения доказать бытие Бога нельзя, однако нельзя доказать и его отсутствие. Точка в этом вопросе не поставлена, вопрос остается открытым. Поэтому на земном шаре нет людей не верующих, только одни верят в то, что Бог есть, и в соответствии с этим стараются устроять свою жизнь, а другие верят в то, что Его нет, и живут, как им заблагорассудится…Мы, верующие, их не осуждаем, т.к. по нашему убеждению Вера — это Дар Божий. Подобно тому, как нельзя увидеть или потрогать ветер, а можно его только ощутить, так и Бога нельзя увидеть, а можно ощутить Его в сердце своем. Атеистам сложно объяснить, каков Бог. Это все равно, что глухому нельзя рассказать, что такое музыка. Он всегда будет убежден, что музыка — это набор крючков и палочек на разлинованном листе бумаги.

Наша республика очень сильно пострадала от воинствующего атеизма: физически уничтожены тысячи людей, десятки красивейших храмов было разрушено. Атеизм, ничего не построив в нашей стране, разрушил то, что формировалось столетиями, и мы сейчас оказались, в нравственном смысле, у разбитого корыта. Поэтому нам необходимо восстанавливать утраченное, а для этого надо хотя бы детально его изучить. Именно этому и посвящен сборник "Православие в Карелии".

Архиепископ Петрозаводский и Карельский МАНУИЛ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

НА ГЛАВНУЮ