ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Все храмы Петрозаводска (и утраченные, и те, что сохранились) возводились частично или полностью на средства благотворителей. Царствующие особы делали большие вклады в монастыри, жаловали им значительные земельные угодья, рыбные тони. Люди с большим достатком (прежде всего купцы) помогали средствами при возведении церквей, приобретении богослужебной утвари, священнических облачений.

Первый каменный храм на территории Олонецкой епархии был построен при московском князе Иоанне III Васильевиче (1440—1505). Это была церковь во имя Пресвятой Троицы в Александро-Свирском монастыре. Великий князь дал не только богатые пожертвования, но и мастера для ее строительства.

Крестовоздвиженская каменная кладбищенская церковь в Петрозаводске в 1847 году строилась на деньги купца Евдокима Григорьевича Пименова и других жертвователей. В 70-е гг. прошлого века на строительство Екатерининской деревянной кладбищенской церкви купец Егор Константинович Софушкин выделил 3 тыс. рублей. Возведение храма обошлось в 7 тыс. рублей, при этом большой вклад внесли благотворители. На пожертвования мастеровых и служителей завода строилась и Александро-Невская церковь.

При сооружении Святодуховского собора, бывшего главным храмом Олонецкой епархии в 1878— 1930 гг., жители Петрозаводска и уездов внесли значительные средства. Рытье котлована под фундамент будущего храма удалось провести без пособия от казны, одними только благотворительными суммами и личным трудом горожан.

В Соломенном оба храма — Сретенский и Петропавловский — были построены на средства петербургского купца Ильи Кононова. Он же украсил их иконостасами, иконами, снабдил всей необходимой утварью. А в 1910 году “от заграничных купцов А.А. Беляева и Э.Э. Джебранда на возобновление погоревшего каменного храма во имя Сретения Господня поступило 1100 рублей”.

Зажиточные купцы — выходцы из Олонецкой губернии, сумевшие составить себе большой капитал в столице,— не забывали своих родных мест. Крупные суммы вносились ими, их родственниками или душеприказчиками в банк “на вечное сохранение” и неприкосновенно лежали на счете. Проценты с этих вкладов шли на благотворительные цели. Так, в 1809 году вдова купца, “надворного советника и санкт-петербургского именитого гражданина Григория Иванова Шарапова” Евфимия Артамоновна Шарапова внесла в казну 12 тыс. рублей серебром в пользу церкви Знамения Пресвятой Богородицы, построенной ее супругом в Палтожском погосте. Вдова завещала капитал “для поминовения мужа ея, на вечное обращение”. Из одной части этих средств ежегодно для храма приобретались свечи, ладан, дрова, выплачивалось жалование священникам, выделялись деньги на содержание десяти бедняков в богадельне и т.д. Проценты со второй половины суммы (в 5 тыс. рублей) распределялись между четырьмя церквами, а также тратились на ежегодное пособие бедным Палтожской волости “в пособие на платеж податей или недостаток хлеба”.

Иногда пожертвования поступали непосредственно в тот или иной храм. В 1910 году наследники олонецкого купца Василия Куттуева пожертвовали в Куйтежскую церковь различной утвари на 280 рублей. А другой олонецкий купец, Федор Богатенков, приобрел для Олонецкого собора полное парчовое облачение для священника и диакона стоимостью в 200 рублей. В 1910 году церковный староста Олонецкого собора мещанин Петр Михайлович Прилукин “своим счетом устроил дверь в соборе, которая с материалом и работою обошлась в 125 рублей”.

Жертвовали на храмы представители всех сословий и званий: дворяне, чиновники, мещане. В 1849 году несколько тыс. рублей поступило в пользу карельских монастырей и Петрозаводского кафедрального собора по завещанию скончавшейся в октябре 1848 года “Двора Ея императорскаго Величества камер-фрейлины графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской”. Согласно воле умершей капитал был распределен между пятью монастырями Олонецкой епархии: Александро-Свирским, Александро-Ошевенским, Спасо-Каргопольским, Палеостровским, Каргопольским Успенским (каждому по 5 тыс. рублей серебром) и Кафедральным собором Петрозаводска (3 тыс. рублей). Монастыри и собор пользовались одними только процентами с этих сумм. Имя Орловой-Чесменской было внесено в существовавшие при монастырях и церквах синодики “для всегдашнего ея поминовения”. Кроме этого, шесть тысяч рублей серебром из пожертвований фрейлины были переданы в Олонецкое попечительство о бедных духовного звания, существовавшее для поддержки сирот умерших священнослужителей и священников в беднейших приходах.

Попечительство получало средства из разных источников. Это могли быть кружечные сборы в храме, деньги, собранные по подписным листам (или пригласительным билетам), частные вклады.

В 1837 году петрозаводский чиновник восьмого класса Гавриил Филимонович Филимонов и его жена Марфа Семеновна составили завещание, в котором указали, что после их смерти все имущество, движимое и недвижимое, после продажи должно было быть обращено в капитал в 3 тыс. рублей. Они предназначались “в пользу беднейших и беспомощных духовнаго и благороднаго...” Все это было исполнено душеприказчиком супругов после их смерти (Г.Ф.Филимонов умер в 1839-м, а М.С.Филимонова — в 1841 году). Оба они были погребены самим Преосвященнейшим епископом Игнатием, первым из Олонецких архипастырей.

Нередко жертвовали и крестьян — жители того или иного погоста. С момента выхода “Олонецких епархиальных ведомостей” имена благотворителей появлялись на страницах этого издания в специальном разделе. Обратимся к ведомостям за 1910 год. В том году в Юргильскую церковь от крестьянки Пелагеи Соколовой поступило 100 рублей. Крестьяне Сенно-губского прихода на свои средства приобрели для Спасо-Преображенской церкви колокол. На нужды Чалкосельгской церкви и постройку деревянного дома для причта от прихожан поступило 500 рублей. Ремонт этого храма также был осуществлен за счет крестьян. Крестьянин Каскесручейского прихода Петрозаводского уезда, Вачила Яковлевич Романов пожертвовал в свою приходскую Успенскую церковь полное священническое облачение из парчи, израсходовав на это 100 рублей. К празднику Рождества Христова прихожане деревни Белая Гора, проживавшие в Петербурге на заработках, пожертвовали в Тивдийскую церковь полное священническое и диаконское облачения и стихарь для псаломщика. В Лодейнопольском уезде, входившем тогда в состав Олонецкой губернии, крестьяне Гедевского прихода построили в своей деревне новую часовню во имя Преображения Господня, истратив на это богоугодное дело 733 рубля 3 копейки.

Следует сказать, что суммы, вносившиеся крестьянами в пользу церквей, даже по тому времени были довольно внушительны. Для сравнения скажем, что в том же 1910 году средняя зарплата домашней прислуги (горничной) составляла около 60 рублей в год, чернорабочих: мужчины — от 6 до 12, женщины — от 3 до 7 рублей в год.

Несмотря на то, что традиции благотворительности были прерваны на много десятилетий, и сегодня на возрождение храмов поступают пожертвования. В Александро-Невском соборе Петрозаводским предприятием электрических сетей, предприятием тепловых сетей безвозмездно были проделаны внутренние работы по монтажу электроарматуры, отоплению и др. Церковная утварь изготавливалась на АО “ДОК” (генеральный директор С.Г.Чекулаев), АО “Авангард”. Кресты на купола собора были изготовлены АО “Карелэнерго”. Значительную помощь в приобретении необходимых предметов внутреннего убранства храма оказало ОАО “БОН”. Свой вклад в дело восстановления храма внесли АО “Кондопога”, ОАО “Карелрыбфлот”, 000 “Экселент-Центр”, ЛХК “Кареллеспром”, АО “Карелнеруд”, АО “Петрозаводскмаш”, АООТ “Петрхлебокомбинат”, ТКФ “Лотос”.

Этот список можно продолжить, поскольку существенную долю в восстановление и строительство новых храмов в Карелии продолжают вносить благотворители.

Надежда БАСОВА

БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ

НА ГЛАВНУЮ