ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Дискуссия

Кто же такой Илья Муромец?

Как ни безумна идея, навязать обществу политический проект «Русский ислам», она, однако же, имеет своих яростных приверженцев, бросающихся на поиски фантомных образов. Одним из таких мест поиска стал русский фольклор – богатейшая сокровищница национального духа.

На скандально известном интернет-сайте «Кавказ-центр» господин Алексей Иваненко размышляет об Илье Муромце и русских богатырях как об участниках джихада – моджахедах. И под это утверждение автор скороговоркой (статья по объему небольшая) подводит базу своих доказательств.

В каких же образах древнерусских былин обнаружил автор дорогие его сердцу мусульманские корни? Прежде всего, в выражениях «молочные реки», «быть на седьмом небе», которые он спешит соотнести с образами из сур Корана. С этого аргумента и начинается статья. Однако же странно, почему, например, сказочный образ «молочных рек» восходит, как утверждает автор статьи, к райскому источнику, упомянутому в Священном Коране? Выражение «молочные реки» повторяется много раз в Святом Писании, появившемся, как известно, намного раньше священной книги ислама. Вот некоторые из подобных примеров: Исх. 3,8: «в землю, где течет молоко и мед»; 13,5: «даст тебе землю, где течет молоко и мед»; Лев. 20,24: «вам даю в наследие землю, в которой течет молоко и мед»; Числ. 14,8: «эту землю, в которой течет молоко и мед». И таких упоминаний о райской земле, где течет молоко, в Библии насчитывается еще 12.

Впрочем, и утверждения об Илье Муромце как носителе идеологии воинствующего ислама строятся на таком же поверхностном взгляде. Нужные ему выводы автор делает буквально сходу, анализируя несколько тюркизмов («богатырь», «казак», «Карачарово»), выловленных из текста. Поскольку село, в котором родился Илья–богатырь, имеет тюркское название Карачарово (в переводе – «черные пески»), то и «истоки богатырского движения», по утверждению автора, находятся не в древнерусском народе, а «в иной этнической среде», по всей видимости, по мнению автора, в среде кочевников-завоевателей – жителей степи. Но если внимательно взглянуть на карту современной Украины, то тюркские названия до сих пор сохранились в местной топонимике – Конча Заспа, Кагарлык, Халча. Эти села и города, расположенные недалеко от Киева, – всего лишь знаки более чем двухсотлетнего, тяжелейшего татаро-монгольского владычества на древнерусских землях. За столь длительный исторический период язык не мог не вобрать в себя некую долю тюркских слов. Да и Достоевский, писавший о том, что «поскреби русского и найдешь татарина», имел, видимо, в виду не некое скрытое мусульманское мироощущение русских, а ту стихию чувств, с которой вечно воюет в своей душе христианин. Так что все было наоборот: не был Илья Муромец моджахедом, а был святорусским богатырем, воевавшим с врагами святой Руси.

Но перо мусульманского неофита, настроенного на волну джихада (священную войну ислама с неверными), буквально терзает каждое слово в былинном эпосе, пытаясь втиснуть в него несовместимые с ним коранические понятия. Слово «поганый», переведенное, как «язычник», ассоциируется в статье с арабским словом «кафир» («неверный»), а «погань» – со словом «куф» («неверие»). Как убеждает автор, налицо подлинный джихад русских богатырей, сражавшихся с язычниками. Однако же летописцы, писавшие о «горестном нашествии поганых на христиан», в это слово, как видим, вкладывали более конкретный смысл.

Размышляя об истолковании образов богатырей в различные исторические периоды, автор почему-то забыл о главном, о том, что Илья Муромец прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью. Для столь внимательно вникающего в религиозную подоплеку былины автора игнорирование такого важного факта в жизни эпического героя кажется непростительной оплошностью. И свидетельствует только об одном: у автора к тексту изначально предвзятое отношение и цель одна – перетолковать его на мусульманский лад, несмотря ни на какие противоречия в «историко-культурном контексте». С этой задачей он надеется справиться достаточно легко. Ведь не каждому взрослому читателю, а, тем более, замороченному постоянными реформами системы образования нынешнему школьнику, известна подлинная жизнь их духовного предка – святорусского богатыря Ильи Муромца. Однако мы уверены, что факт предательства памяти верного защитника земли Русской, ее небесного покровителя останется только фактом личной биографии автора замеченной нами статьи.

Так кто же все-таки подлинный Илья Муромец? Об этом рассказывает руководитель Отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами Петрозаводской и Карельской епархии клирик Алексадро-Невского кафедрального собора Петрозаводска иерей Леонид ЛЕОНТЮК.

Как много в нашем мире зла и обмана. Хотя и нечего удивляться, ведь царь мира сего — лукавый. Злые силы постоянно работали над тем, чтобы мы забыли свою историю. Учебники истории, переиздающиеся каждый год, постоянно оставляют нас в глубоком раздумье — где же правда, а где ложь? Поэтому нет ничего удивительного в том, что все чаще и чаще появляются статьи, подобные публикации Алексея Иваненко «Был ли Илья Муромец участником Джихада?»

«Как это ни парадоксально, но русская культура имеет исламские корни», – так начинается эта публикация. Поэтому сам собой возникает вопрос: а много ли о нашем народном герое Илье Муромце знаем мы сами?

Угодник Божий преподобный Илья Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.

Богатырь Илья является героем не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильей русским. Достоверных сведений о житии этого святого дошло до нашего времени крайне мало. Известно, что происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма вн6ушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преподобного Поликарпа (1164 – 1182).

В 1594 году австрийский посол Эрих Лассота, проезжая через Киев, видел остатки разрушенной гробницы богатыря и его мощи в пещерах. Когда в 1661 году в Киеве готовилось первое печатное издание патерика, проиллюстрированного печерским черноризцем Илией, была вырезана иконная гравюра – образ его небесного покровителя преподобного Илии Муромца. В 1643 году Илья Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления прп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преподобного Илии Муромца целью превращения его в «воплощение народного идеала героя-воина». Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», исцеляющие Илью. Кто они — во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании одного их вариантов были «калики» — это Христос с двумя апостолами.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40 – 55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием). Установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, смерть Ильи Муромца датирована достаточно приблизительно — XI – XII века.

Интересен тот факт, что прп. Илия пребывает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви, — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII – XIX века) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен храм во имя святого Ильи Муромца.

Будем же всегда и ревностно просить угодника Божия, прп. Илью Муромца, чтобы он помог защититься нам от враг видимых и невидимых. Преподобный, Отче Илие, моли Бога о нас!

В статье использованы материалы книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Самодержавие духа» и статьи Юрия Максимова «Илья Муромец: святой богатырь».

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru