ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)

Венчаются в наши дни все чаще и чаще. В петрозаводских храмах, например, в год совершается более 200 венчаний. Многим нравится эта древняя традиция, возрожденная в наши дни. Но, идя в церковь, будущие супруги должны осознавать, что венчание — это не просто прекрасный и торжественный обряд. Венчание — это великое церковное Таинство, через которое супруги получают Благодать Божию. Сам Бог незримо соединяет их в одно целое — единую плоть. Поэтому в высоком духовном смысле церковный венчанный брак — это жизнь во Христе.

В самом слове «супружество» уже заключается высокая цель сочетания узами брака. Произошло оно от слова «упряжь». Быть в одной упряжке, значит, тянуть груз вместе, не складывая его тяжесть только на плечи одного. И если супруги решаются жить каждый сам по себе, то такая семья окажется недолговечной и, в конце концов, распадется. Возможно, поэтому не каждый решается венчаться в церкви. «Это, значит, навсегда — на всю жизнь», — так объяснила одна юная невеста свое нежелание венчаться. По степени доверия венчание перед Богом и обязательство перед государством о создании семьи оказались для нее понятиями полярными.

Для тех, кто считает создание семьи делом серьезным и ответственным, сообщаем, что Таинство брака (венчания) в Православной Церкви не совершается по вторникам и четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь — постная. По этой же причине не совершается венчание в субботу, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу.

Таинство брака не совершается в Великопостный период, начиная с мясопустной субботы, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и последующей светлой Пасхальной седмицы.

Также венчание не совершается в посты — Петровом (по 12 июля), Успенском (с 14 по 27 августа), Рождественском и на Святках — с 27 ноября по 20 января.

Кроме этого, браковенчание не совершается накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников и в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

    - Как приготовиться к венчанию?

- В давние времена, прежде чем жених отправлялся за невестой, он призывал в свой дом священника, который читал по этому поводу особую молитву. К сожалению, сегодня подобных случаев встретить, практически, невозможно.

О времени венчания необходимо договориться со священником или другим служителем храма, отвечающим за эти вопросы, заранее (обычно, недели за две до торжества). Обязательно запишитесь в церковную книгу с указанием дня и времени вашего венчания, а также выпишите в том же храме квитанцию на совершение Таинства, или попросите выдать вам после венчания свидетельство о совершении церковного брака.

Конечно, лучше договориться о совершении брака с самим священником, который может задать вам необходимые вопросы и разъяснить то, что интересует вас. Такая беседа будет для вас полезной.

Хотя гражданский и церковный брак отстоят друг от друга довольно далеко, и любой священник должен, если к этому нет канонических препятствий, обвенчать вас, несмотря на отсутствие в ваших паспортах отметок ЗАГСа - будьте готовы к тому, что свидетельство о совершении вами гражданского бракосочетания от вас все же могут потребовать. Во избежание недоразумений этот документ лучше захватить с собой.

Конечно, день для венчания нужно выбрать такой, в который невеста имеет право входить в храм и прикладываться к святыне.

Не забудьте заранее приобрести венчальные кольца. Несмотря на то, что традиция покупать для мужа золотое, а для жены серебряное кольцо, сейчас практически утеряна, и молодожены приобретают одинаковые кольца, лучше, конечно, следовать уставу, тем более, что кольца имеют символическое значение и выбор их в наше время очень велик.

В былые годы существовала замечательная традиция, когда родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая таким образом свое родительское благословение на брак. Многие из таких икон передавались по наследству - от старшего поколения младшему, сейчас же их, как правило, покупают в храме перед самым венчанием, а благословляет ими молодоженов после совершения Таинства священник.

Позаботьтесь также заранее о приобретении венчальных свечей. Дело в том, что Таинство венчания занимает значительное время (от сорока минут до часа) и чтобы в процессе его совершения не возникла необходимость менять сгоревшие свечи молодоженов, лучше сразу выбрать свечи нужного размера. В день венчания таких свечей в храме может и не оказаться. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню. Обязательно возьмите с собой полотенце или плат, на котором будут стоять молодожены. Возьмите также с собой 4 небольших платочка - размером как носовые - чтобы через них держать свечи и венцы. Выберите себе и шаферов — свидетелей (мужчину и женщину), которые будут держать над вашими головами венцы. Они, естественно, должны быть крещеными в Православии, иметь крестики, не должны быть между собой мужем и женой или женихом и невестой.

Невеста должна быть с покрытой головой. Нельзя пользоваться губной помадой, так как во время венчания брачующиеся целуют кольца, венцы, крест, отпивают вино из общего ковша. Всегда следует помнить, что человек, принимающий участие в церковных Таинствах, должен иметь на себе нательный крест.

Очень хорошо, если перед совершением Таинства жених и невеста исповедуются и причастятся святых Христовых Тайн. Исповедь и Причастие перед браком необходимы всем. Очищение в Таинствах покаяния и причащения поможет им в полной мере открыть душу для принятия благодатной силы Таинства брака.

- Всегда ли возможен церковный брак?

- Церковные правила относительно допустимых брачных союзов строже, чем государственное законодательство многих стран, в том числе и России. Например, Церковь не может одобрить и благословить супружество, если одна из сторон раньше уже трижды состоял в законном браке. То же самое относится к бракам в непозволительных степенях кровного родства. Духовное родство, то есть восприемничество при крещении, также может оказаться препятствием к браку. В частности, крестный отец никогда не сможет жениться на матери ребенка, воспринятого им от святой купели, а крестная мать не может сочетаться браком с отцом своего крестника.

- Как относиться к своеобразной моде - молодоженам непременно венчаться, если они крещеные, пусть даже нецерковные люди? Такая языческая мода: крестить для того, чтоб здоровым был, а венчаться, чтобы лучше жили. Верующие родители нередко даже ставят условие: венчаться непременно. Как расценить такое скоропалительное, без веры венчание?

- Никогда не надо торопиться. “Все, что не по вере, грех”, — так в слове Божием сказано (Рим. 14. 23). Надо, чтобы в церковный брак люди вступали по вере. И конечно, по вере не в “магическую” силу произнесенных слов, а в то, что Бог - хранитель их семейного союза. Когда люди, сознавая свои немощи и даже свойственное им, быть может, непостоянство, предают свою совместную жизнь в руки Божий, сознавая, что они слабы, но Бог силен защитить и сохранить навечно целостность их союза, - вот тогда брак будет крепкий. При совершении иноческого пострига новоначальный отвечает на вопрос о готовности к монашескому подвигу: “Ей, Богу содействующу”. Он этим выражает свое “да” - и вместе с тем сознание своей немощи. Только если Господь поможет, инок исполнит свой обет. Точно то же относится и к брачным обетам.

Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Во-первых, если в церковном таинстве, как у нас иногда случается, участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Во-вторых, никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае не становится. Если веры нет, если нет желания жертвовать собой и следовать Божиим заповедям, то никакая внешняя сила этот брак не сохранит. Нам совершенно чуждо это полумагическое учение о неизбежной действенности таинств в силу правильно совершенного обряда.

Таинство обладает преображающей силой в результате встречи веры человека и воли всемогущего Бога. Когда такая встреча происходит, тогда и рождаются дивные плоды. А когда этого нет, когда лишь формальная, внешняя сторона обряда совершена, никаких нет гарантий, что этот брак действительно будет прочным. И мы видим, что множество таких браков сейчас распадается. От этого только разрушается вера в людях. Они говорят: “Вот это да! Они и повенчались, а все равно развелись!”. Не те или иные правильные слова, произнесенные людьми, становятся залогом целостности супружеской жизни, а только вера и любовь друг ко другу, а также вера и любовь, с которой они вместе устремляются к Богу.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в одном выступлении свидетельствовал на основании опыта: непрочными оказываются союзы людей, которые венчаются или из моды, чтобы не отстать от других, или из желания устроить свадьбу “поромантичнее”, либо по настоянию родителей. Мы не язычники, - сказал владыка, - чтобы считать таинство чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает сама по себе, без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то, как может венчание сделать такие отношения прочными?

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru