ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


В Заонежье реконструируется старинная церковь, связанная с царским родом Романовых

Когда пишут о царской династии Романовых, то в первую очередь вспоминают Кострому, точнее, Ипатьевский монастырь, откуда отправился на московский трон первый царь новой династии Михаил Федорович со своей матерью. Так наступил на измученной русской земле конец Смутного времени, Русь обрела законную, избранную с общего, народного, согласия власть. С историей тех далеких и очень непростых для становления русского государства лет связана и Карелия.

Как известно, в Заонежье, в Толвуе (откуда был родом и преподобный Зосима Соловецкий), находилась в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых — боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить в Тмутаракань, за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Ее муж, Федор Никитич Романов, старец Филарет. Детей, сына и дочь приютили родственники.

Не чаяла в то время инокиня Марфа, что вернется когда-нибудь в Москву, а тем более увидит детей и мужа. Однако те горестные для нее годы заточения скрасили местные жители: они оказывали опальной боярыне помощь и поддержку, а челмужский священник Ермолай Герасимов даже доставлял ей весточки от мужа и детей. За добро Романовы отплатили добром: сын Марфы молодой царь Михаил Федорович пожаловал потом Герасимову вотчину с крестьянами, освободил от государственных податей и повинностей. За Герасимовым и его потомками на долгое время сохранилось звание бояр. Вот и сегодня заонежскую деревеньку вокруг погоста и храма Богоявления, составляющую часть Челмужей, называют Боярщиной.

В том, что челмужская церковь связана с именем Марфы Ивановны, соглашаются все. Но вот даты ее постройки называют две: 1605 год, когда инокиня Марфа, после смерти Бориса Годунова, была помилована и в благодарность за чудо своего спасения заложила деревянный храм, и 1577-й. В последнее время все больше склоняются к более ранней дате, а в 1605 году храм, скорее всего, был реконструирован и обновлен на пожертвования Марфы.

Связь далекой сельской церквушки за тысячи верст от Москвы с царствующим домом помогла сохранить храм до наших времен. В 1913 году, когда отмечалось 300-летие дома Романовых, появился государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы обветшавшего к тому времени деревянного храма. Удивительно, но и в первые годы советской власти — времени воинствующего атеизма — ни у кого не поднялась рука уничтожить архитектурный и исторический памятник, хотя древняя икона с изображением Спасителя и Богоматери, которую пожертвовал сюда царь Михаил Федорович, исчезла именно в те годы. Целиком же иконостас был вывезен во время реставрации церкви в 1963 году, и сейчас храмовые, старинные иконы хранятся в Музее изобразительных искусств. Очередная реставрация была проведена в 1988 — 1989 годах, автор проекта — Т. Вахрамеева, она же руководит реставрацией Богоявленской церкви, которая началась в прошлом году и завершается в нынешнем, работы ведет ООО «Экситон» из Петрозаводска.

Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия организовал для журналистов республиканских СМИ поездку в Челмужи. Мы приехали в поселок в хмурый ноябрьский день. Но, может быть, именно в это осеннее время храм особенно впечатляет, так как хорошо виден со всех сторон, его не заслоняют большие березы, разросшиеся на старом погосте. Сама церковь, готовая еще несколько лет назад вот-вот завалиться на бок, вновь выпрямилась и устремила к небу свечку-шатер. Мастера-плотники под руководством И. Осипова подняли храм гидравлическими домкратами, заменили подгнившие бревна фундамента, восстановили обшивку, заменили кровлю. Уникальное оборудование было подарено Центру норвежскими реставраторами. Сейчас идут работы над восстановлением внутреннего интерьера.

Но хотя официально реставрационные работы завершаются в уже нынешнем году, в будущем сезоне предстоит выполнить еще одну важную работу. Четыре века назад, когда храм возводился на берегу Повенецкого залива Онежского озера, он отстоял от кромки воды на десятки метров. Теперь же онежские волны плещутся буквально в полутора метрах от фундамента, и, если берег не укрепить, церковь просто сползет в залив. Могилы старого погоста уже приходится переносить повыше и подальше.

Как рассказал глава Челмужского поселения Борис Степанович Ключарев, кстати, один из потомков Ермолая Герасимова, территория старого погоста – собственность местной администрации, ей и предлагают заниматься его благоустройством. Но как выкроить 1 млн. 200 тысяч рублей, которые запросили дорожники, из трех миллионов, что составляют тощий челмужский бюджет? В этом году удалось договориться уже о 800 тысячах, есть надежда, что общими силами совместно с Центром вопрос все-таки удастся решить. Все понимают: без укрепления береговой линии самый старый шатровый храм Заонежья погибнет. Между прочим, стоимость реставрационных работ составила 6,5 млн. рублей, из которых 4,5 млн. выделил федеральный бюджет и 2 млн. — республиканский.

В русских храмах не только молились, они были центрами общественной жизни. Не случайно особенностью Богоявленской церкви является вместительная трапезная со звонницей. Именно здесь собирались сходы, решались деревенские дела, вершились суды и шли горячие споры. Если бы стены могли говорить...

Местные жители с нетерпением ждут завершения реставрационных работ. Древнюю церковь в Челмужах любят, лет 15 – 20 ее главным хранителем была 80-летняя баба Ира, тоже, кстати, из фамилии Ключаревых-Герасимовых, сейчас она покоится у стен храма на старом погосте, а церковь стали обихаживать молодые девушки. Приход вряд ли удастся создать, на это и не надеются, хотя последние годы приезжают сюда представители Московской Патриархии, но на приездах священника из Медвежьегорска по большим церковным праздникам настаивают.

То, что храм останется действующим, никто не сомневается. Но это еще и памятник архитектуры Русского Севера, стоящий на международном туристическом маршруте «Голубая дорога», который объединил северные регионы Европы – Норвегии, Швеции, Финляндии и России. И туристические деньги были бы хорошим дополнением к скудному сельскому бюджету. После закрытия лесопункта и рыболовецкого колхоза работы в поселке нет. И все-таки Челмужи сохранили практически всю социальную инфраструктуру, кроме отделения Сбербанка.

Надежды на инвесторов мало, хотя время от времени в поселок наведываются заинтересованные люди. Но земли вокруг заповедные, охраняемые, чтобы что-то построить, необходимо согласовать десятки документов и получить столько же разрешений. Но свидетельством туристического интереса к поселку может служить и стихийный палаточный городок, вырастающий каждым летом на противоположном берегу Повенецкого залива. Местные жители зовут его обитателей «экстремалами». Рассказывают, что еще недавно приезжим на полном серьезе показывали избу, в которой... останавливалась инокиня Марфа, приезжая в Челмужи. Но если эти рассказы можно отнести к туристским анекдотам, то богатейшее историческое и культурное прошлое заонежского края — реальность, как и связь истории маленькой деревенской церкви с великой историей государства Российского. И грех было бы этим не воспользоваться с пользой для восстановления в обществе исторической памяти. Ведь если задуматься, то храм был построен в благодарность за доброту людскую, помощь и любовь. Людям он и должен служить и сегодня.

Валентина ЧАЖЕНГИНА,
газета «Карелия»

Фото Ирины ЛАРИОНОВОЙ.

Авторы благодарят Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия за возможность познакомиться с реконструкцией церкви в Челмужах.

* * *

Историческая справка: Богоявленская церковь в с. Челмужи

Весной 1602 года царский указ смягчил условия содержания в ссылке бояр Романовых. Им разрешили общаться с местным населением. По преданию, инокиня Марфа ездила к Спасу в Кижи, и в Сенную Губу, и за Онего в Челмужи, где угощали и дарили ее сигами. Сохранился в Толвуе целебный источник, получивший название «Царицын ключ», его указали болящей царице крестьяне для лечения водой, а близлежащие деревни стали называться Ближнее Царево и Дальнее Царево Толвуйского погоста.

Большую поддержку оказывал в ссылке опальной боярыне толвуйский священник, выборный из местных крестьян, Ермолай Герасимов. Он доставлял инокине Марфе Ивановне весточки от мужа и детей. Инокиня Марфа узнала, что муж и дети, Михаил и Татьяна, живы и здоровы. Детей взяла к себе тетка, Марфа Никитична Черкасская. Тайком она увезла их из Белозерского края в село Клин Юрьевского уезда, старинную вотчину Романовых. Известия о том, что муж и дети живы, были лучшим лекарством для болящей боярыни. За оказанные матери услуги выбранный на русский престол царь Михаил Федорович Романов пожаловал обельными грамотами священника Толвуйского погоста с детьми и еще несколько крестьянских семей в Заонежье.

Инокиня Марфа Ивановна сделала много пожертвований в толвуйские Георгиевскую и Троицкую церкви, в Богоявленскую церковь в Челмужах, построенную в 1605 году, которая сохранилась до наших дней. Она сделала вклады в часовню на родине св. прп. Зосимы Соловецкого в деревне Загубье, в трех верстах от Толвуйского погоста, а также в Палеостровский, на Онежском озере, и Хутынский, близ Новгорода, монастыри. В более позднее время, по повелению царя Михаила Федоровича, были даны земельные угодья Яшезерскому и Спасо-Каргопольскому монастырям, а впоследствии и Александро-Свирскому.

Заточение будущей Великой государыни закончилось в 1606 году, после смерти Бориса Годунова, когда по приказанию Лжедмитрия были вызваны в Москву Борисовы «изменники». Филарет Никитич Романов, назначенный митрополитом в Ростов, попал в плен к Лжедмитрию II — самозванцу. Сам Патриарх Гермоген оберегал имя будущего Патриарха Филарета, называя его страдальцем и пленником. 24 апреля 1610 года плен Филарета Никитича закончился.

В 1611 году Марфу Ивановну и Филарета Никитича постигла тяжелая утрата: умерла дочь Татьяна, в то время уже замужняя, княгиня Кофтырева-Ростовская. Осенью 1612 года Марфа Ивановна с сыном Михаилом покинула Москву. Она уехала вначале в село Домнино, а потом в Кострому, в Ипатьевскую обитель.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru