ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | НовостиОбъявления | ВидеозаписиE-mail


Интервью Архиепископа Курганского и Шадринского КОНСТАНТИНА для газеты «Новый мир»

9 апреля, в четверг, состоялась беседа архиепископа Курганского и Шадринского КОНСТАНТИНА с журналистами курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»

– Сегодня в гостевой нашей газеты очень высокий гость – владыка Константин, который с октября прошлого года является правящим архиереем нашей епархии, – сказала журналист «Нового мира» Татьяна Маковеева. – Благодарим вас за то, что согласились к нам прийти. Наши журналисты будут задавать вам вопросы.

Прежде всего архиепископа попросили рассказать о его биографии. Выполняя эту просьбу, Владыка подробно остановился на некоторых моментах. Например, рассказал о том, каким гонениям подвергался в школе за то, что его дед был священником, и что в связи с этим даже пришлось поменять место жительства. Интерес к религии, по словам Владыки, появился у него «благодаря» научному атеизму: изучая этот предмет в Винницком мединституте, он полностью убедился в его ненаучности. После этого студент Олег Александрович Горянов (будущий архиепископ Константин) начал читать религиозно-философскую литературу, которой тогда, в 70-е годы, было много в букинистических магазинах. К концу учебы он уже был убежденным верующим.

Закончив мединститут, он работал врачом скорой помощи, подготовил и защитил в Смоленском мединституте диссертацию, но к тому времени религиозные убеждения стали настолько доминировать, что Олег Александрович решил распрощаться с карьерой, со всей прежней жизнью, чтобы поступить в семинарию. Откровением для журналистов «Нового мира» стало то, что для поступления в семинарию требовалось преодолеть огромные препятствия со стороны атеистической власти. Поступить туда мог только человек с очень низким социальным статусом, с «задворок общества», но никак не кандидат наук, не старший преподаватель института, который за такое намерение мог попасть в психбольницу. Поэтому Олег Александрович решил «затеряться»: переехал в Белоруссию и устроился разнорабочим на железную дорогу, затем на лесоповал, где должность его называлась «сучкоруб». Его целью было устроиться сторожем в Жировицкий монастырь, но даже этого пришлось добиваться длительное время. Наконец, когда он работал ночным сторожем в монастыре, ему было позволено поступать в Московскую духовную семинарию. По результатам вступительных экзаменов Олег Горянов был принят сразу на второй курс. Благодаря отличной подготовке, он закончил семинарию за два года. В конце первого курса духовной Академии принял монашество с именем благоверного князя Константина Муромского. В 1989 году он окончил академию. Все годы учебы в академии за отличную успеваемость был удостоен звания патриаршего стипендиата; был оставлен преподавателем.

Затем Владыка рассказал о прочих фактах своей биографии – о том, как открывал с пятью добровольцами Минскую духовную семинарию, возрождал Новогрудскую епархию, и многое другое. В 1996 году он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. В то время эта академия переживала упадок, имела плохую репутацию, за 10 лет поменялось 5 ректоров, и Патриарх Алексий II попросил архиепископа Константина навести там порядок. В Санкт-Петербургской Академии Владыка трудился 12 лет, имея многочисленные награды.

– Во-первых, мы создали межвузовскую ассоциацию духовно-нравственного воспитания «Покров», куда вначале вошли 10 ведущих университетов Санкт-Петербурга, – сказал архиепископ Константин. – Ректорским корпусом я был избран президентом этой ассоциации. Когда меня переводили в Курган, в «Покрове» было уже 40 ведущих вузов из разных городов. Во-вторых, мы создали Православный народный университет для всех желающих, которому в мире нет аналогов. В-третьих, я привлек к преподаванию в Духовной Академии светских профессоров, что раньше тоже не практиковалось. Так что все поставленные Патриархом задачи были выполнены.

– Вас всегда направляли на самые трудные участки. Не является ли ваше назначение в Курган логическим продолжением этой традиции?

– Да, конечно, – ответил архиепископ Константин.

Затем Владыка рассказал журналистам о состоянии Курганской и Шадринской епархии, которое, мягко говоря, можно назвать плачевным. На всю епархию нет ни одного священника с полным высшим духовным образованием. Сотрудники епархии ютятся в маленьком помещении, приходы бедные, нет ни одного нормального церковного здания. О полноценной работе в таких условиях не приходится и говорить, а общество предъявляет требования. Строительство Богоявленского храма заморожено, так как в связи с кризисом пожертвования прекратились. В новом здании епархии было отказано. Планируется строительство двухэтажного здания Епархиального управления в горсаду, но здесь есть проблема: здание не должно оказаться «на костях» расстрелянных легионеров-белочехов (предполагается, что там находятся их захоронения).

– Я думаю, самое «дно» будет в конце 2009 года, а с конца 2010-го мы начнем выходить из этого «дна», – сказал Владыка. – При самых благоприятных обстоятельствах здание будет построено не раньше, чем через шесть лет.

– Вы уже полгода в Зауралье. Что сделано вами за этот срок?

– Первое – я обязал всех священников учиться в семинарии. Посещаю приходы, стараюсь налаживать их жизнедеятельность. Могу сказать, что отношения в коллективе стали более порядочные, более честные. У нас стала вовремя выплачивается зарплата. Более того, несмотря на кризис, мы даже немного повысили зарплаты нашим сотрудникам. Вообще, первый этап такой работы – укрепление инфраструктуры епархии.

– Первая международная православная выставка-ярмарка – это ведь тоже ваша заслуга?

– Я стоял у истоков таких выставок в Санкт-Петербурге. С моим опытом организовать эту выставку не составило особого труда.

– Периодически возникают разговоры о преподавании в школах «Основ православной культуры». Не есть ли это дело скорее семьи, а не школы? И кто должен преподавать этот предмет?

– Вне всякого сомнения, эта сфера глубоко личностная, но одной только семьи в этом деле все же недостаточно. А преподавать «ОПК», по моему мнению, должен не священник, а учительница. Здесь не требуется особых богословских знаний, есть хорошие учебники, в которых все доступно разъяснено.

– Как по-вашему, различные соглашения о сотрудничестве между епархией и другими организациями больше нужны Церкви или власти?

– Я полагаю, что это нужно нашему обществу, потому что эти соглашения направлены на оздоровление общества в целом.

– Вы кандидат медицинских наук. Как вы примиряете в себе материалистическую науку и богословие?

– В Библии в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова в 38 главе есть целый гимн врачу и медицине. Нельзя считать, что медицина – материалистическая наука. Материя очевидна, но есть еще и душа.

– Как вы относитесь к чудесам и случались ли они с вами?

– Чудеса встречаются в жизни каждого человека. Но чудо глубоко интимно, другому его не объяснишь: «Мысль изреченная есть ложь». В моей жизни было несколько чудес. Например, когда я был ректором Минской духовной семинарии, мы часа в 4 утра выехали в Минск на богослужение. На мосту был гололед, автобус опрокинулся, кувыркался, выбило все стекла. Но я успел помолиться Богородице - и ни один из нас не получил ни единой царапины.

– Не могли бы вы рассказать о вашем отношении к СМИ вообще и к газете «Новый мир» в частности? Любите ли вы журналистов?

– К журналистам я отношусь совершенно спокойно, нейтрально. У меня нет предубеждений против этой профессии, как и против других. Что касается «Нового мира», пока еще у меня нет об этой газете взвешенного, обоснованного мнения. Тем не менее, ваше приглашение я принял, это уже о чем-то говорит (одному изданию мне пришлось отказать).

– Уже совсем немного остается до светлого праздника Пасхи. Ваши пожелания, наставления нашим читателям в связи с этим.

– Пасха неотъемлема от Креста, а Крест помогает преодолеть страх смерти. Человек, который хоть немного попостился, хотя бы на Страстной неделе, становится более чувствительным к звукам божественной музыки. Человек, участвующий в Пасхальном богослужении, получает энергию Христова Воскресения. Нервные клетки не стареют, они хранят память, и наша душа по смерти хранит память о своем теле. Поэтому, когда тело разрушается в могиле, душа, получая от Бога энергию, по памяти воссоздает свое тело при Всеобщем Воскресении умерших. И это тело становится лучше, чем при жизни. Человек, подготовившийся к Пасхе, уже сейчас начинает получать эту энергию Воскресения. В состоянии депрессии, которое переживает сейчас общество, соучастие людей в Пасхе Христовой поможет все это преодолеть.

Подготовила Ольга Григорьева.
Фотография Константина Павлюченко.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru