ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Паломничество

«Здесь вам и Афон, и Иерусалим, и Киев»

«Это четвертый жребий Мой во Вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, И Сына Моего Иисуса Христа величающих…», — такие слова были сказаны Божией Материю о Дивеевской земле.

Еще в глубокой древности у христиан возник обычай посещать Святую Землю. Возвращаясь домой, паломники той эпохи несли в руках пальмовые ветви — на память о прекрасной Палестине. От латинского «palma» и возникло слово «паломник». Со временем паломничество стало совершаться не только в Палестину, но и в многочисленные святые места: к мощам святых угодников Божиих, к чудотворным иконам, а также в монастыри и храмы. Продолжая древнюю традицию, в июне 2004 года паломники из Духовно-просветительского центра во имя прп. Александра Свирского совершили очередную поездку, на этот раз в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Мы предлагаем читателям «Сретения» беседу с участницей этой и других поездок рабой Божией Татьяной.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем паломничестве в Дивеево?

— Поездка длилась очень долго — больше тридцати часов туда и столько же обратно. Благодаря пасмурной погоде ехать в автобусе было не так тяжело, а во время пребывания в монастыре дождь прекратился. Троицкий храм, конечно, очень красивый. В нем находится великая святыня — мощи прп. Серафима, Саровского чудотворца. Мы исповедались, причастились, взяли святую воду, сухарики, освященные в чугунке Серафима Саровского. Можно было взять масло от лампад от святых мощей преподобного. Побывали мы и на трапезе. По монастырскому уставу на сахар были благословлены только дети, взрослые же ели перловку с манкой. В Дивеево кормят всех: гостей, паломников и трудников.

Были вы на святых источниках Дивеевской земли?

— Все стараются попасть к источникам. Вода почти ледяная — плюс четыре градуса. Перед купанием нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и трижды погрузиться с головой в источник. Женщинам следует быть в рубашках. Окунулись даже те, кто не собирался, в том числе и дети. Тому, кто страшился, помогали. Наш поход по Святой Канавке, по которой ступала Сама Царица Небесная, скорее напоминал крестный ход — мы прошли с иконой Серафима Саровского и сто пятьдесят раз пропели «Богородице, Дево, радуйся». Взяли с собой святую землю с Канавки.

«Вода из источников в честь Иверской иконы Божией Матери и преподобной Александры обладает целебной силой. На месте источника в честь Казанской иконы Божией Матери устроены часовня и купальня, где паломники с молитвой к Царице Небесной окунаются в воду и набирают ее, и многим даруется облегчение от недугов.

Источник батюшки Серафима однажды хотели засыпать. Подогнали трактор, но мотор заглох. Тракторист ждал, пока привезут сломавшуюся деталь. В это время из-за дерева показался старичок в белом балахончике, который сказал: «Василий, не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, засыпать источник он отказался.

Канавка Богородицы находится на территории монастыря. Преподобный Серафим так говорил о ней: «Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

— Паломнические поездки всегда волнительны, требуют большой подготовки?

— Конечно, ведь нужно все продумать. У нас есть постоянные ответственные за организацию и подготовку поездки. С нами ездят дети, нужно их чем-то занимать в долгом пути. В поездках мы всегда поем акафист Царице Небесной, «Царице моя Преблагая», поэтому необходимо подготовить тексты песнопений. Перед каждой поездкой обязательно служится молебен.

— В каких обителях вы уже побывали?

— Псково-Печерском монастыре, Оптиной пустыни. Жаль, что в таких поездках подолгу нельзя задерживаться, иначе будем мешать трудиться инокам. Часто мы сами трудничаем в Важеозерском монастыре. Очень запомнилась поездка на Валаам, долгая, тщательная исповедь, во время которой стоишь на коленях и вспоминаешь всю свою жизнь…

Какое значение имеют для вас эти поездки? Есть мнение, что можно молиться и в местной церкви, необязательно куда-то далеко ехать…

— В паломнические поездки ездить надо. Уверена, каждый, кто ездил в святые места, скажет, что если бы он не совершил эту поездку, то лишился бы многого. Особенно паломничество укрепляет в начале духовного пути. Ведь это встреча с Благодатью! К тому же такие поездки сближают людей.

— С каким настроением должен отправляться в путь паломник? В дороге порой возникают трудности, даже конфликты. Не нарушают ли поездки душевный мир человека?

— Паломник должен ехать в святое место с миром в душе. А трудности… Все поездки таят трудности, но ведь в них есть и большие духовные радости. Конечно, бывают и разногласия. Приходится потерпеть, смириться и довольствоваться тем, что есть, ведь поем же в дороге «Слава Богу за все». И хорошо, что с нами едет батюшка, он всегда разрешает споры. Каждый раз после поездки мы решаем, что поедем еще.

Существуют ли какие-то правила поведения паломников в монастыре?

— Конечно, нужно соблюдать общепринятые правила: женщины должны быть в юбках, с покрытой головой, мужчинам нельзя быть в шортах, при входе в храм им нужно снять головной убор. В иконную лавку или за святой водой все ходят вместе, организованно. Во всех поездках у нас есть педагоги-руководители, которые следит за порядком и, прежде всего, организует детей. Наши ребята знают, что в монастыре нельзя баловаться, разговаривать за трапезой.

Были какие-либо чудесные случаи в поездках?

— У некоторых в пути возникают головные боли, и болящие прикладывают платочки, освященные на могилах новомучеников, у мощей святых. Недомогание проходит. От привезенных в этот раз из Дивеево икон Царя-мученика, Серафима Саровского, платка и ладанки исходит благоухание.

В каких обителях вы хотели бы еще побывать?

На Соловках, в Пюхтицах, в Покрово-Тервеническом женском монастыре.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА

Р.S. Проезд до Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря: от Ярославского вокзала г. Москвы на поезде до г. Арзамаса, далее рейсовым автобусом до п. Дивеево.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru