ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


ПИСЬМО К ЗЕМЛЯКАМ

ПОСЛЕ СЕБЯ МЫ ДОЛЖНЫ ОСТАВИТЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ СВОЙ ХРАМ

Религиозная история Северного Приладожья и Карельского перешейка насколько драматична, настолько и уникальна даже на фоне России. Здесь, высоко говоря, стык, место встречи Православия, католичества, а позднее лютеранства и жестокого боя между западной и восточной культурами, затем - медленного уживания обеих. Слом и той, и другой, начиная с 1940 года и постепенное оживление с 80-х, но уже в совершенно ином этническом, экономическом и социальном пространстве. И все одно духовные корни края, пусть обрубленные и иссушенные - Православия.

ОТ КРЕЩЕНИЯ КОРЕЛЫ…

С крещения корел отцом Александра Невского, князем Ярославом Всеволодичем в 1227 году начинается христианизация до того языческого северного края по православному обряду. В 1500 г. вся Водская пятина Новгорода (Корельская земля, ее малая часть) имела 66 церквей, в том числе 46 в погостах в качестве их духовно-административных центров, 68 монастырей и множество часовен, не считая обилия поклонных крестов. В Корельской земле, позднее в Корельском уезде, с центром в Кореле (Кексгольм, ныне Приозерск), было 7 погостов с общей южной границей чуть севернее современного Санкт-Петербурга, а на севере - до берегов Суоярви и ныне финляндских Китее и Иломантси.

Когда в 1611 г. край на сто с лишним лет оказался под властью шведской короны, здесь началось притеснение местных карельских крестьян – православных, в том числе и по религиозным причинам. Карелы стали массово уходить "в Русь" к единоверцам, а сюда начали переселяться лютеране-финны. С 1631 по 1651 год число лютеран выросло с 11 до 22%. Лютеранизация края, особенно его западного "крыла" активно продолжалась, однако и к 1680 г. в Кексгольмском лене (бывший Корельский уезд) имелось 48 православных церквей и часовен с 17 священниками и дьяконами, а лютеранских кирх - всего 8 с шестью пасторами.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ХРАМ - НИКОЛЬСКИЙ

Возвращение края в лоно России, отдача его в 1811 году в состав Великого княжества Финляндского (как автономной, но части России)… Данные по Сортавале: в 1815 г. евангелическо-лютеранский приход насчитывает 172 человека, а православный - 195 (в 1795 - 1240). Через 15 лет число лютеран превысило количество православных, в 1880 г. последних было 144 души, первых - 742. В Северном Приладожье известные лютеранские кирхи в Хийтоле, Куркийоки, Лумивааре, Импилахти, Рускеле, Соанлахти, Сортавале, а православные церкви - в Сортавале (четыре), Салми, Суйстаме, Суоярви, Орусъерви, Питкяранте…

Эта информация уже давно известна. Но вот в 1982 г. из Выборга в ЦГА РК было передано 77 фондов (5285 дел), объединяющих материалы бывших финских учреждений и организаций, до 1940 года находившихся в Северном Приладожье - государственных, частных, судебных, церковных. Нам сейчас интересно заглянуть в 8 церковных фондов, где немало для нас нового. Остановимся только на православных церквах. Как увидим, каждый третий храм края - Никольский.

ЗАБЫТЫЕ ЦЕРКВИ

"Расстоянием сия церковь от консистории (Санкт-Петербург - В.С.) - 360, от Духовного Правления (Выборг - В.С.) - 340, от Благочинного (Сердоболь - В.С.) - 100 верст. Ближайшая к ней церковь - Иломанская Ильинская в 40 верстах, Шуйстамская (Суйстамо - В.С.) Никольская в 50 верстах…", - сказано в "Клировых ведомостях" о местонахождении Никольского храма в селении Корписелька, ныне не существующем, близ теперешней российско-финской границы севернее Вяртсиля: "Церковь построена в 1782 году прихожанами на собственный счет".

"Клировые ведомости" за 1861-1873 годы сообщают, что в Суйстамо тогда было даже три храма. Новая Никольская церковь, построенная прихожанами в 1844 г., "зданием деревянная, с таковою же колокольнею на каменном фундаменте... Престолов в ней один, холодная…" Прежний Никола имел дату рождения - 1753 г., но к 1861 году, по ветхости, службы в нем уж не велись, а престолов он имел два: во имя "Святителя и Чудотворца Николая и Святого Пророка Божия Илии". И третий местный деревянный храм - Богоявления Господа (1765), с одним престолом, холодный, построенный "тщанием священника".

Вокруг Суйстамо имелся целый сонм часовен числом в полную дюжину. "Во имя Честного и Животворящего Креста" - в Лоймоле, великомученика Георгия - в "Мувандо" (старинная рунопевческая деревушка Мууанто) и Леппясюрье, св. Апостола Петра в "Уксу Ярви" и в "Майзы" (как "перевести" на финский имена этих деревень, Успения Пресвятой Богородицы - в "Уксы" (Ууксу), Знамения Пресвятой Богородицы в (вовсе неразборчиво), Преображения Господня - в малой Сарги (?), Казанской Божией Матери - в Ямиярви (?) и Никольская - в "Контосельге" (?).

Церкви Соломенного - Салми. Если в 1500 г. здесь была названа только Воскресенская, то Писцовая книга 1568 года добавляет: "а на погосте церковь Воскресения Христа да придел Рождества Пречистыя, да теплая церковь Николы Чудотворца"… Здешняя же церковь Богоявления Господня была построена в 1786 г. В начале XIX в. деревянное здание Николы сгорело и новый, уже каменный, храм возводился в Салми в 1815-1825 г.г. "иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина". Была церковь трехпрестольной: левый придел - во имя праведной Анны и правый - в честь св. Алексия, митрополита Московского.

Известно, что в соседнем селении Кителя в 1861 г. уже стояла (когда построена?) Архангело-Михайловская церковь, а вот церковная жизнь на о. Мантсинсаари шла уже в 1568 г., то же и на о. Мункулансаари. В 1879 г. на Мантсинсаари появилась и своя деревянная церковь – Крестовоздвиженская. В 1848 г. построено церковь Вознесения Господня и "в деревне Питкяранте Кидельскаго прихода". По многим приходам края сведения до сих пор скудны.

Сортавальская церковь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла построена в 1873 году на средства коммерции советников петербургских купцов 1-й гильдии братьев Григория и Стефана Петровичей Елисеевых (Елисеевские магазины Москвы и Питера помните? - В. С.) и освящена Его Высокопреосвященством митрополитом Исидором 15 июля 1873 года. "Престолов в ней три: с правой стороны - в честь Успения Праведныя Анны, с левой - во имя прп. Сергия и Германа Валаамских. Приписная церковь - кладбищенская Николаевская, на острове в 2 верстах (тот самый старый Никола "за паромом" - В. С.). Известно, что домовая церковь Казанской иконы Божией Матери была построена "в деревне Хюмпеле при подворье Его Высокопреосвященства Архиепископа Антония" (то, что мы теперь еще зовем ДОСААФ - В. С.)"…

ВО ИМЯ РУССКОЙ ЗАСТУПНИЦЫ

К моменту второй "русской" революции в стране творили звон 1240 монастырей и 80 тыс. церквей и часовен, которых все же недоставало: на каждый храм приходилось до 2 тысяч прихожан. Но уже с первых месяцев 1918 года начался жестокий разгром: в одной только Олонецкой епархии были закрыты 94 храма и 26 обителей, и в числе первых - Свирский монастырь. К 1938 году 95 % церквей СССР оказалось в разоре. За годы Великой Отечественной войны войсками противника было уничтожено или повреждено 2234 церкви и монастыря. И если в 1949 году, после сталинского "потепления", в стране еще было 22 тыс. храмов, то в 1958-1961 годах почти 2/3 православных приходов и монастырей закрыли, и еще 10 тысяч - в другие "оттепельные" годы - 1960-1965 годы (такова цена хрущевской оттепели).

Переломным стал, кажется, год 1000-летия Крещения Руси. И вот, к концу 1995 года, в уже усеченной, а не исторической России с открытием Мурманской стало 120 епархий, в которых действовали 26 тыс. церквей и 350 монастырей. Сейчас и того больше.

Судьба Олонецкой епархии - часть судьбы всей России. В 1860-е годы здесь было более 250 храмов. В 1917 году имелось около 600 церквей и 2127 часовен, а на конец 1941 – всего 50. К концу 80-х годов XX в. в Карельской АССР действовало всего 4 православных храма: два в Петрозаводске, по одному - в Олонце и Сортавале. И только за последние 10 лет в республике вновь восстановлено более 50 прихода.

Постепенное восстановление церковной жизни в Северном Приладожье проходит на наших глазах. Построены, строятся или восстанавливаются церкви в Питкяранте, Салми, Суоярви, Куркийоки, Лахденпохье и Сортавале. Усилиями местных жителей Православной Церкви возвращено здание Никольского храма в Суйстамо.

Согласно данным Совета по охране наследия Министерства культуры, в России сейчас около 10 тыс. храмов, которым необходима срочная реставрация, среди них и североладожские. Второй момент. Да, в моей Сортавале звонят колокола храма святителя Николы (бывшей Петропавловской церкви). Да, возрождается Иоанновская церковь, а старый Никольский храм стал подворьем Валаамского монастыря. Все верно, все так - поддерживаем нынешние, возрождаем к жизни прежние - те, что замолчали по нашей общей вине. Своего же храма мы, советские переселенцы 40-50-х годов и их дети и внуки, здесь еще не воздвигли.

Дорогие, милые мои земляки! Предлагаю спокойно и тщательно обсудить предложение: построить в Сортавале-Сердоболе часовню. И именно на кладбище. И конкретно - во имя Пресвятой Божией Матери, извечной Русской Заступницы. Убежден, что только тогда мы окончательно признаем эту землю родиной, когда поставим здесь свой храм. Прочие для нас дoроги, но в их появлении нашей заслуги нет, а это будет - наша, родная, первая. Здесь мы родились, тут нам и лечь. Что оставим после себя?

Владимир СУДАКОВ, уроженец г. Сортавала.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

НА ГЛАВНУЮ