ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Заонежье – край православный

Народная поэтесса

В Год русского языка Карелия отмечает 180-летний юбилей выдающейся народной сказительницы Ирины Андреевны Федосовой, поэтическое наследие которой вошло в золотой фонд великой русской литературы.

В Карелии надеются, что столь важная для русской культуры северного края юбилейная дата станет значительным событием и для амбициозного проекта Министерства культуры Республики Карелия «Национальная палитра».

В краю родном

1. Невысокая почерневшая дверь заскрипела, и отец вошел в избу. Половина ее занимала печь. Вдоль стен тянулись лавки. В переднем углу – икона Святого Николая Чудотворца. Вкруг нее – пучки целебных трав. Посреди – длинный узкий стол. Все сразу повернулись к нему с молчаливым вопросом в глазах.

– Не нашел… – в мертвой тишине буркнул он, бросил в угол веревку и, тяжело вздохнув, стал стягивать сапоги.

Вот уже вторые сутки тревога в доме: не вернулась с ухожа молодая кобыла Буря. Хозяин – Андрей Юлин – сбился с ног, но все напрасно…

Андрей с детства любил лошадь: кормилица. Но Буря – особая. Она сразу выделялась в табуне: темно-бурая масть, размашистая густая грива, сложение сухое и сильное, ход рысью высокий, мощный … Ни у кого нет такой лошади!

2. Иришка уснуть не могла. Июльская ночь – не ночь, а скорее пасмурный день. Дождавшись, когда станет тихо, она бесшумно спустилась с полатей и выскользнула из избы. Куда бежать? Ноги понесли ее через поле, тропинкой по болотцу, мимо густого ельника, петляя и петляя по лесу.

– Буря! Бурюшка! – неслось над островком молодых сосен, чьим-то заброшенным репищем, густыми зарослями дикой смородины … Перебежав через каменистый пал, она взобралась на бугор, перевела дух и огляделась вокруг. А лес уже звенел от птичьих голосов! Первые лучи восходящего солнца золотили верхушки деревьев. Драгоценными камнями сверкали обрызганные росой листья. Входил новый день. Но не радовал он девочку!

Многочисленные полчища комаров в кровь искусали ее, где-то, зацепившись подолом, разорвала и без того ветхий сарафанчик. Попадет от маменьки! Две маленькие серенькие птички притихли, уселись на ветку и с любопытством её разглядывали. Переполненная горем, она прижалась щекой к старой кривой березе и горько заплакала.

– Буря!

Вдруг показалось, что легкий порыв ветра донес до нее тихое ржание. Прислушалась, это повторилось. Она осторожно спустилась с бугра, с трудом пробираясь между деревьями. Раздвигая кусты, Иришка ахнула: у самой скалы, на крошечной поляне стояла Буря, а рядом – такого же цвета длинноногий жеребенок. Чтобы не спугнуть животное, она тихо, но уверенно позвала ее. Лошадь затопталась на месте, махнув своим черным хвостом. Узнала! В одно мгновение Иришка бросилась к ней, уткнувшись в грудь белокурой головкой: «Бурюшка!»

3. – Ты только никуда не уходи. Я за тятей сбегаю, а то опять придется тебя искать! – выговаривала лошади девочка, гладя крутую шею. Та, тряхнув гривой, вытягивала губы, содрогаясь всем своим мускулистым телом.

Любила Иришка лошадей! Часто можно было видеть, как она, размахивая хворостиной, несется галопом, сидя верхом, выводит табун с пастбища. «Шестигодова была, а уж коней на ухож гоняла», – признавалась в старости.

Домой! Быстро вскарабкалась на бугор, через березовую рощу, мимо пожен – так быстрее. Мать чуть не выронила подойник, когда запыхавшаяся Иришка влетела в избу и громким шепотом выпалила: нашла! Из-за занавески тут же показалась голова отца: где, дочка?

– Там за бугром, у самой скалы, где еловую вицу рубили!

4. В томительном ожидании деревенских мужиков, которые вызвались помочь соседу, Иришка бродила по берегу Онежского озера. Усевшись на большой плоский камень, опустила ноги в воду. Целая стая мальков подплывала к ней, а она, подпустив их совсем близко, делала резкое движение ногой. Все рыбешки разлетались врассыпную, а Иришка, смеясь от радости, снова делала то же самое. Кто бы мог подумать, глядя на эту худенькую, невзрачную деревенскую девочку, в ветхом домотканом сарафанчике, что ждет ее слава и благодарность всей Земли Русской!

Счастливая песня Кузаранды

5. Родилась Ирина Андреевна Федосова 30 апреля (по новому стилю) 1827 года в деревне Сафроново Толвуйской волости Олонецкой губернии. Семья была огромной – 22 человека. Чтобы прокормиться, работали с утра до вечера. Да и как не работать: 6 лошадей, 10 коров, 15 овец, 7 десятин земли… «Я была по крестьянству куды какая: колотила, молотила, веяла, убирала…» – вспоминала Ирина Андреевна. Но обычную жизнь прервал случай, изменивший всю её судьбу. Однажды Иришка летела галопом, вцепившись в гриву любимицы Бури. Чего-то испугавшись, лошадь скинула свою легкую ношу…Так на 11 году она получила увечье: осталась навсегда хромой. Началась другая жизнь, как будто Господь именно ей предоставил иное назначение.

6. Отец строго «держал» дочерей, не пускал не только на праздники, а даже на «прядимую» беседу, но «раз в неделю, – рассказывает Ирина, – молча уходила, приду – место сделают у свитца… (почетное – у лучины). Имя мне было с изоточиной, (звали по отчеству), грубого слова не слыхала: бедный сказать не смел, богатого сама обожгу».

Уже, по этому скупому рассказу о себе, перед нами девушка самостоятельная, умная, с чувством собственного достоинства. Эти качества народная поэтесса пронесла через всю свою жизнь.

Замужем была 2 раза. Первый раз вышла на 23 году за шестидесятилетнего вдовца. Звали его Петр Трифонович Новожилов. «Пал на сердце», – признавалась молодая Ирина. Сразу поставила условие: не мешать ей ходить с причатью туда, куда посчитает нужным. Муж сдержал слово. В последствии она вспоминала, что эти годы замужества были лучшим временем её жизни: «13 лет я жила с ним очень хорошо. Петр Трифонович меня уважал».

На 74 году он умер. Во второй раз она вышла замуж на Якова Ивановича Федосова из Кузаранды. Вот уж в этом-то замужестве нахлебалась лиха! В новой семье невзлюбили: хромая, бедная… «Обижали меня всячески, повидала всего», – вспоминает она. Её деятельная натура заставила от такой жизни искать выход. В 1864 году Федосовы переезжают в Петрозаводск. Здесь и произошли встречи, положившими начало её широчайшей известности.

7. Уже через год она знакомится с Павлом Николаевичем Рыбниковым, знаменитым исследователем народного эпоса, позднее – с преподавателем Олонецкой Духовной семинарии Елпидифором Васильевичем Барсовым. Эти люди раскрыли в заонежской поэтессе уникальный народный талант. Сам Барсов вспоминал, что «она была бойкая, подвижная веселая, в полном расцвете телесных и нравственных сил, душа её быстро могла … создавать художественные образы».

Память её была огромна! Духовные стихи, былины, песни, сказки, похоронные и свадебные вопли и заплачки, пословицы, поговорки… С 12 лет она начала подголосничать на деревенских свадьбах и вскоре стала первой вопленицей края. В то же время Ирина Андреевна не знала ни одной буквы: «Я грамотой не грамотна, но памятью я памятна».

Летом 1894 года учитель словесности петрозаводской Мариинской женской гимназии Павел Тимофеевич Виноградов «загорелся» желанием встретиться с Ириной Андреевной и отправился в Заонежье. Уже в декабре 1894 года они выехали в Петербург, где она должна была выступать с исполнением народных песен. 8 января 1895 года состоялась первое публичное выступление в большой аудитории Соляного городка. Организаторы вечера с испугом поглядывали в огромный зал, полный народа и спросили у Федосовой не боится ли она присутствия столь многочисленного собрания, на что услышали спокойный ответ: «У нас на свадьбах больше бывает».

«Трудно вообразить себе, – пишут «Олонецкие Губернские ведомости», – с каким энтузиазмом отнеслась столичная интеллигенция к творчеству олонецкой сказительницы!». Именно с этого дня началась её наивысшая слава. Федосову наперебой приглашают в государственные учреждения и «видные» частные дома. Она – в центре внимания Петербурга. Известия о ней не сходили со страниц столичных газет, а портреты висели в важных присутственных местах.

На сцену выходила маленькая кривобокая старушка, в простом сарафане, с добрым лицом. Речь её, живая и бойкая, сыпала как из рога изобилия пословицами, поговорками, шутками и прибаутками. Голос, чистый и вольный, сразу завораживал любого – от простого крестьянина до «высокопоставленного» чиновника. Все понимали: Федосова – это уникальное явление.

Председатель песенной комиссии Петербурга Т.И.Филиппов предложил ей поселиться в его доме. Ирина Андреевна приняла это предложение и прожила в доме Филиппова почти пять лет.

«Нас просят заявить, – писала газета «Хроника», – что сказительница народных былин и вопленица Ирина Федосова проживает в квартире государственного тайного советника Т.И.Филиппова по адресу Мойка, 74» Вот вам и неграмотная крестьянка!

Здесь-то и произошло знакомство Ирины Андреевны с молодым певцом Императорской оперы Федором Шаляпиным. «Она меня поразила, – вспоминал Шаляпин, уже будучи великим, – в её изумительной передаче мне стала понятна глубокая прелесть народного творчества. Сама Федосова – чудесна!» Такое же впечатление она произвела и на великого композитора Н.А.Римского-Корсакова. И не случайно после выступлений он записал мелодии ее песен.

В честь выдающейся сказительницы из Заонежья в январе 1895 года созываются специальные заседания Русского Географического Общества. 10 января общее собрание Академии наук Петербурга награждает Федосову серебряной медалью с дипломом. По этому поводу одна из столичных газет писала: «Она заслуживает большей награды, но получить её не сможет: по закону, крестьянки не награждаются золотой медалью».

Через год Федосова своим творчеством потрясла москвичей. «Все видели перед собой выдающуюся творческую натуру», – пишет журналист А.Грузинский. Выступление за выступлением – в музеях, институтах, на выставках … Покидала она Москву с наградой: второй серебряной медалью с дипломом. Впереди – «гастроли» на Всероссийской Художественно-Промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где она выступала не менее 20 раз.

9 июня 1896 года произошла её встреча с великим русским писателем А.М. Горьким. Он называл её «народной поэтессой». Сраженный талантом этой простой крестьянки, Алексей Максимович написал о ней несколько очерков, а позже изобразил её выступления в «Жизни Клима Самгина».

Очень яркую оценку творчеству простой крестьянки дал великий русский поэт Н.А.Некрасов. Восхищаясь творчеством талантливой народной поэтессы, он использовал найденные у нее образы в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэтическое наследие глухого заонежского края вошло в золотой фонд великой русской литературы.

8. Жители окрестных деревень до сих пор помнят доброту своей знаменитой землячки. Приехав в Кузаранду в 1895 году, она пожертвовала на строительство школы 300 рублей. По тем временам это были огромные деньги! Более 20 лет кузарандскому обществу негде было рубить строительный лес. Федосова в Петербурге у высокопоставленных чиновников добилась решения вопроса в пользу Заонежья – были получены участки на Пудожском берегу. Это особенно впечатляло земляков: все знали, что до отъезда она хлеб добывала «корзиною» (нищенствовала). А сейчас их землячку не узнать: соседям привезла подарки, сына Ивана женила, снабдила деньгами на первое время, помогла поправить хозяйство семье покойного мужа. А какой авторитет имела в столице!

Где бы ни находилась Ирина Андреевна, душа её была в Заонежье». «… На родинке бы побывать», – говорила старушка про свою любовь к родному гнезду. И поэтому весной 1899 года, почувствовав себя плохо, отложила все выступления и отправилась в свою деревню. 10 июля её не стало. Похоронена она на кладбище кузарандской приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это здесь, под церковной горой, впервые зазвучал вольный голос одной из выдающихся сказительниц нашей страны – Ирины Андреевны Федосовой. Ей выпало петь в лучших залах, но самая счастливая песня звучала в далекой Кузаранде, под Юсовой горой, где началось восхождение ее таланта, покорившего всю Россию.

Валентина СУКОТОВА

См. также: