ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Пятый Православный хоровой фестиваль
«Пасхальные перезвоны»
Событие фестиваля: «Бранденбургские концерты» И.С. Баха

I фестиваль, 2008 год | II фестиваль, 2009 год | III фестиваль, 2010 год | IV фестиваль, 2011 год | V фестиваль, 2012 год

В рамках фестиваля «Пасхальные перезвоны»
прозвучали «Бранденбургские концерты» И.С. Баха

Фестиваль:

V Православный хоровой фестиваль «Пасхальные перезвоны» -
главная страница

Участники:

Детские и взрослые хоровые коллективы

История:

Первый Православный хоровой фестиваль 2008 г.

Второй Православный хоровой фестиваль 2009 г.

Третий Православный хоровой фестиваль 2010 г.

Четвертый Православный хоровой фестиваль 2011 г.

 

 

«Бранденбургские концерты» – так называется цикл из двух вечеров музыки И.С. Баха, которые организованы в рамках V Православного хорового фестиваля «Пасхальные перезвоны» на площадке Большого концертного зала Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Первый концерт уже состоялся, в нынешний понедельник, 30 апреля. Второму только предстоит случиться 14 мая. Небольшая заметка о случившемся концерте, надеемся, разбудит у читателя желание побывать на остальных.

Каждое музыкальное событие – это праздник. К нему тщательно готовятся все: музыканты усердно шлифуют технику игры, надевают свои лучшие наряды, слушатели также подготавливаются к «впитыванию» музыки, кто-то занимается световым оформлением зала, а кто-то отсчитывает минуты, чтобы подать три заветных звонка. Все эти приготовления не остаются без награды: если исполнение удалось, аплодисменты одобрительной волной прокатятся по рядам.

Фестиваль «Пасхальные перезвоны» объединяет под одним крылом много таких маленьких праздников, оставляя шлейф новых впечатлений, и накапливает с каждым годом все больший вес значимости в музыкальной летописи города.

В концертном зале мягкие кресла цвета сирени приветливо приглашают к погружению в них. Приглушенный свет обещает нечто таинственное, загадочное. Музыка, созданная более двухсот лет назад и понимаемая и любимая нами сегодня – разве это не загадка? «Бранденбургские концерты» написаны в 1721 году, но до сих пор вдохновляют людей по всему миру, как и вся музыка, созданная одним великим человеком.

Никто не будет спорить, что исполинская фигура Иоганна Себастьяна Баха (конечно, в переносном значении – в жизни он был скорее приземистым) – это вершина музыкального Олимпа. Разделяет ее он разве что со столь же великими Моцартом и Бетховеном.

Музыка Баха – это удивительная речь, сложенная по законам ораторского искусства, в которой каждая интонация – это символ, наполненный глубоким духовным содержанием, каждый пассаж словно лесенка к Небу, каждая нотка выверена числовым расчетом, вся музыкальная ткань струится естественно и непринужденно. За всем этим стоят два столпа – Вера и Разум. Всю свою жизнь Бах посвятил служению Богу в звуках, используя ratio как инструмент. В этом и разгадка великой тайны его музыки.

«Бранденбургские концерты», которых всего шесть, в Петрозаводске исполняются единым циклом впервые. Объединяет их, как ни странно, разнообразие. Каждый концерт написан для принципиально иного состава инструментов. Концерт №6 написан исключительно для низких инструментов – двух «современных» (альт, виолончель) и двух «старомодных» (виола да гамба, виолоне). Роль двух последних в современной практике исполняют виолончели и контрабасы. Такой состав был весьма специфичным для XVIII века!

Во втором концерте используются трубы, в пятом звучат флейта и клавесин. Бах будто представляет каталог всего богатства своей фантазии, всей палитры приемов и идей. Наверное, для того, чтобы показать маркграфу Кристиану-Людвигу Бранденбургскому, который заказал концерты, все, на что он был способен.

Неслучайно музыкант выбрал именно жанр концерта. «Concertare» в переводе с итальянского языка означает «соревноваться, состязаться». Таким образом, барочный концерт – это диалог, диспут, обмен музыкальными мыслями. Бах, как и большинство композиторов эпохи барокко, пользовался приемами речевой риторики и числовой символики в своих сочинениях. Известно, что лучшими его друзьями были университетские профессора риторики. Они восхищались необыкновенным талантом Баха рассуждать о сходстве музыкального и ораторского искусства, ну а от самой музыки приходили в неописуемый восторг.

В зале консерватории были исполнены третий, пятый и шестой Бранденбургские концерты. Петрозаводские музыканты оказались очень смелы, решившись исполнить такую Музыку. Для этого объединили свои силы исполнители оркестров консерватории, филармонии и Музыкального театра. Еще удивительнее, что они отважились на совершенно отчаянный шаг – играть в аутентичной манере, без дирижера! Задача их оказалась очень непростой. Но оркестранты сделали все, что было в их силах, и с честью справились с ней, за что получили аплодисменты благодарных слушателей. Пожелаем же им упорства на этом нелегком пути самосовершенствования и уверенности в своих силах! Будем ждать новых удивительных музыкальных открытий.

Ждем вас на втором вечере «Бранденбургских концертов» 14 мая в зале Консерватории.

Евгения БАННИКОВА
Фото Михаила ПЛАКСИНА
2012 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru