ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕЕ У КАРЕЛИИ?

В одном из монастырей на юге Украины паломница из Петрозаводска встретилась с схиархимандритом Зосимой, ныне уже покойным. «Вы из Карелии? - задумчиво переспросил ее старец и добавил, - а ведь Карелия отойдет к Финляндии. Ох уж и просеют вас финны, как сквозь сито». Разговор этот состоялся пять лет назад. А в 2000 году почти об этом же писала уже «Независимая газета». Директор Института прокризисных исследований Вахтанг Чкуасели в статье «Фундамент безопасности», обсуждая недостатки недавно разработанной «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», определяющей облик сегодняшней и будущей России, среди главных ее изъянов назвал отсутствие в концепции «стратегии государственного строительства». Объясняя, почему последний так важен, автор приводит прогноз американских ученых на ближайшие 15-30 лет. Согласно этому прогнозу на земном шаре в результате территориального передела образуются более ста новых государств. Не минет эта чаша и России, тем более, что есть силы, активно в этом заинтересованные. Один из разработанных сценариев развития событий, писал автор, предусматривает разделение страны на шесть независимых образований, в том числе и отделение Карелии.

В 2002 году на сайте известного в Карелии политолога Анатолия Цыганкова появился еще один материал на эту же тему. Наводил он читателей на самые грустные размышления. Молодой социолог Йохан Бэкман, магистр Хельсинкского университета, занимающийся социологией и политологией, убеждал посетителей карельского сайта, что официальные финляндские власти ждут полного краха России. "В финской прессе, - рассказывал он, - регулярно публикуются очень негативные, расистские утверждения о русских. Особенно активно работают эксперты финского МИДа, которые распространяют сведения о том, что русские являются "расой", хуже финской: финны - "сверхлюди", а русские - "низшие люди". По мнению сотрудников МИДа и других финских "экспертов", русские являются ленивыми и нечестными, они воры и проститутки, у которых нет права жить на бывших финских территориях Карелии. Как считают в МИДе, территории должны быть немедленно возвращены Финляндии и "очищены" от этого населения".

За последние десять лет в Финляндии, - утверждал автор, - влиятельные круги общества создали новую "двуязычную культуру": говорили одно, а думали другое. Скажем, правительство Финляндии утверждает, что у него нет никаких требований по вопросу о территориях Карелии, утраченных после Зимней войны, но одновременно МИД Финляндии начал огромную пропагандистскую кампанию по ускорению возвращения Карелии Финляндии. Другой пример - правители финского государства утверждали, что у Финляндии нет причин для вступления страны в НАТО, но, в то же время, очевидно, что идет процесс ускорения интеграции финских военных сил в НАТО. Финские СМИ, особенно газета "Хельсингин саномат", начали агитационную кампанию по ускорению вступления Финляндии в Северо-Атлантический блок. И, наконец, началась мощная пропаганда, направленная против русского или русскоязычного населения в Финляндии».

А не докатывается ли волна подобных настроений и к приграничным районах Карелии? Этот заинтересовавший нас вопрос мы решили задать жителям Костомукши, которым до Финляндии рукой подать и связи с соседней страной у них самые тесные. И вот что нам рассказали.

Нечто подобное, о чем пишет финский социолог, стали на себе испытывать, прежде всего, женщины, выходящие замуж за финнов. Вообще-то, женитьба на русской женщине для финна считается выбором достаточно престижным. И период ухаживания со стороны счастливого жениха проходит без каких-либо неожиданных открытий в характере будущего мужа со стороны счастливой невесты. Но как только новобрачные перебираются на постоянное место жительства, начинаются первые разочарования. Мужья, не стесняясь, хамят своим русским женам, а, напившись, могут и побить их. Молодая православная женщина рассказывала, что была удивлена резкой переменой в отношении к ней мужа, когда из Костомукши переехала к нему в Финляндию. А потом узнала причину его испорченного настроения. Оказалось, что на работе над ним стали постоянно смеяться: женился, дескать, на русской проститутке.

Женщины Финляндии, которые не смирились с тем, что выбор иностранных жен и мужей в Финляндии становится явлением обычным, причем жены предпочитаются русские, а мужья все чаще экспортируются из Турции, создали комитет для борьбы за чистоту финской расы. А тем временем финские женщины, выходящие замуж за мусульман, принимают религию мужа и ведут соответствующий образ жизни и, прежде всего, рожают много детей.

Другая женщина как-то заметила, что мать ее мужа при внуках постоянно о русских отзывается грубо. «Но я же их мать – русская», - напомнила она свекрови. «Какая же ты русская, - оборвала та ее на полуслове, - если живешь в Финляндии». Во время этого разговора дети впервые узнали о национальности своей матери и были очень удивлены. В некоторых финских семьях русским не только рекомендуют забыть о своем происхождении, но и создаются все условия для смены религии. Бывшая костомукшанка рассказывала, что при изучении финского языка была вынуждена постоянно выслушивать на курсах беседы лютеранского пастора. Женщина вступала с ним в спор и, в конце концов, напомнила, что пришла сюда изучать родной язык ее мужа, а не для того, чтобы переменить веру.

В одной из церквей Северной Финляндии русский священник увидел карту страны, на которой несколько в стороне была обозначена историческая территория Карелии, принадлежавшая Финляндии до Зимней войны. Он расценил это, как демонстрацию настроя на возврат исконно русских земель. Не удивительно, что в последнее время лютеранские храмы появились в городах Карелии, где их никогда не было, – в Олонце и Калевале. Протестантская экспансия, видимо, нацелена на подготовку почвы для будущих политических притязаний.

У нас почему-то ничего этого не замечают, поэтому финны, воспитанные в жестких условиях правового государства, в России позволяют себе расслабиться. На них почему-то на наших дорогах не распространяются отечественные правила движения, ни правила честного бизнеса в России. В гостиницах, напивших, они могут ходить хоть нагишом, их тоже никогда не оштрафуют. Как будто мы и в самом деле всерьез принимаем чужестранное мнение о самих себе как о людях второго сорта.

Ольга АНДРЕЕВА

См. также: