ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


По старницам православных изданий

О СНАХ И КАРТОЧНЫХ ГАДАНЬЯХ И ПРЕДСКАЗАНИЯХ ЛУНЫ

В предрождественских выпусках газеты порой помещают "просветительский материал" о гаданиях, астрологии, ворожбе и прочих оккультных услугах, статейки с доступным изложением техники гадания для всех желающих, «если хотите узнать свое будущее — не откладывайте! Святки для этого самое подходящее время...».

К сожалению, это не смешно, а грустно. Беспорядок в работе редакции — это всего-навсего отражение беспорядка в наших мозгах. Слишком многие у нас либо вовсе не хотят знать, что за товар предлагают нам оккультисты, либо имеют о нем знания куда более расплывчатые, чем о квантовой механике (с ней все-таки знакомят в средней школе). Есть, конечно, и знатоки — те, кто пользуясь всеобщей наивностью и незнанием, настойчиво добивается своих коммерческих, идеологических и прочих целей.

Как и многие другие события годового богослужебного цикла, праздничный период святок, «святых дней» от Рождества Христова до Богоявления, имеет языческую, до-христианскую историю. В своей борьбе с идолопоклонством Церковь последовательно вытесняла языческое содержание из народных праздников, заменяла его христианским. Так возникали благочестивые народные обычаи. У разных христианских народов, в разных странах мира, они различны по форме, но одинаковы по смыслу и цели: помогать человеку на его земном пути к Небу.

Но зло не сдавалось без боя — как не сдается оно и теперь, контратакуя при первой же возможности, — и благочестивые обычаи в свою очередь отступали под натиском злочестивых. Еще в XVII веке патриарх Иоаким с горечью писал о московских святках: «Мужие с женами и девками ходят по улицам и к бесовским песням многие сквернословия присовокупляют, и плясания творят на разжжение блудных нечистот...». И поскольку по части бесовских песен, сквернословии и блудных нечистот инициатива сегодня перешла к дискотеке и телевизору, на линию антихристианского огня выдвинулся оккультизм, особенно в виде всякого рода гаданий — будь то примитивные упражнения с зеркалом в темной комнате, астрологические фокусы, или другая бесовщина за жульнической завесой наукообразных терминов вроде «биоэнергии».

Как это нередко бывает, труднее всего донести знание до тех, кому оно больше всех нужно. Сознательному верующему не надо объяснять, что любое гадание так или иначе имеет оккультную, бесовскую природу: это для него самоочевидно. А клиенты бабушек, дедушек, экстрасенсов и биоэнергетиков, даже те, что искренне называют себя православными, слабо воспринимают свидетельства Святого Писания, церковных документов и христианских авторов. Приведем все же, для их сведения и духовной пользы, выдержки из 61-го Правила Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое обобщает многовековый опыт церковной жизни и безоговорочно принимается всеми православными христианами (и, по крайней мере в теории, огромным большинством инославных): «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнать от них нечто, подлежат отлучению от Св. Причастия на шесть лет, согласно с прежними постановлениями. Той же мере надлежит подвергать и тех, кто соединяя обман с безумием, произносит гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков. Упорствующих же и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо Что общего у света с тьмою? — как говорит апостол (2Кор. 6:14-16), — Какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром?»

В ответ на это нередко выдвигают следующее серьезное возражение. «Не перегибаете ли вы палку, — говорят нам, — именуя гадание молебном сатане? Не нагоняете ли пустого страха, драматизируя невинную игру, в которую безо всякого вреда играли многие поколения наших предков?» И, конечно, тут же вспоминают пушкинскую Татьяну:

По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны...

— Итак, — заключают наши критики, — по-вашему выходит, что Ларины со всем своим окружением были завзятыми сатанистами... Разумеется, это чистейший вздор. Но прежде чем объяснять, что переменилось за прошедшие полтораста-двести лет — не столько в самой природе гаданий, сколько в состоянии рекомендуем внимательно перечитать Пятую главу «Онегина» и разобраться, как связан навеянный гаданьями кошмарный сон с сюжетной линией романа и с реальностью, стоящей за его строками.

Воздействие оккультных сил на душу разумно уподобить воздействию бактерий и других болезнетворных факторов на тело. Мы открыты для множества вредоносных, потенциально опасных влияний — но обычно даже не замечаем их. Богом созданное человеческое тело обладает превосходным набором защитных сил; но стоит им отказать, как смерть обступает нас со всех сторон. Незначительные отклонения от нормы теперь уже не выправляются, как в здоровом организме, а усиливаются и приводят к гибели. Больной гемофилией гибнет от неглубокой раны, а СПИД («модная болезнь — она недавно нам подарена»), выводя из строя иммунную систему, превращает в смертельную угрозу множество сравнительно невинных микробов.

В точности то же самое произошло с душой человека. Отвернувшись, отказавшись от Бога, люди потеряли душевное здоровье и вместе с ним - иммунитет к вредоносным воздействиям невидимого мира. Утрачена, полностью или частично, защита от сатаны и его слуг; гадание, которое во времена Пушкина было невинной игрой, в наше время стало прямым, смертельно опасным безумием.

Чтобы убедиться в таком выводе, оглянитесь кругом и увидите целый ряд сходных явлений. Кому бы лет 30-40 назад пришло в голову опасаться волшебных сказок для детей? А сегодня родители в полном отчаянии пытаются тем или иным путем затормозить волну макулатуры под названием «Гарри Поттер»... Что нового в этих книжках? Решительно ничего. Колдуны, ведьмы и заклятья все те же; а вот дети — другие, без иммунитета против сатаны. И родители, даже те, кто на словах отрицает и Бога, и дьявола, ощущают это очень остро.

При этом речь идет вовсе не только об оккультной сфере. Сколько поколений мальчишек всех стран играли в войну, размахивая игрушечными саблями и ружьями, и никого это, естественно, ничуть не волновало. Сегодня же в США за пластмассовый кинжал в ранце детей выгоняют из школы, а изготовители игрушек наперегонки снабжают свою продукцию ярко-красными нашлепками на дуло, чтоб кто-нибудь часом не принял игрушечный пистолет за настоящий....

Примеры легко продолжить. Утрата нормы в образе жизни и мировоззрение — характерная черта нашего нового века, естественный и давно предсказанный итог утраты Христа. Потому-то и превращаются безвредные некогда забавы в игры с дьяволом. Как видно, они с самого начала не были такими уж безвредными: недаром Шестой Вселенский собор принял свое 61-е Правило.

Остается один-единственный вопрос. Если гадание — это молебен сатане, то должен ли человек вообще интересоваться своим будущим? Да, должен (хотя возбужденность, напряженность этого интереса в современной массовой культуре, конечно, нездоровая). Полностью знать будущее мы в принципе не можем, но, во-первых, мы можем и должны знать общее направление развития событий — «различать знамения времени», о чем говорил Спаситель, — а во-вторых и в главных, каждый из нас должен знать свой собственный курс, иными словами — Божию волю о себе самом.

Чтобы этого достичь, надо в самом деле (тут мы соглашаемся с оккультистами!) обратиться от мира видимого, материального, к невидимому. Но в невидимом мире наши пути резко расходятся. Они идут на службу силам зла — падшим духам, бесам, — а мы, следуя Первой заповеди, служим Единому Богу в Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Церковная молитвенная жизнь — христианская альтернатива гаданию и тому подобным оккультным мероприятиям. Молитва дается не вдруг и не легко, но в серьезном деле не ищут быстроты и легкости. Вслед за Псалмопевцем, за каждой утреней мы повторяем слова 142-го псалма: «Скажи ми, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою».

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш). Газета «Радонеж»

См. также: