ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


МЕДИЦИНСКИЕ СЕКТЫ

    В последние годы XX ст. возникло новое явление — “оздоровительные” препараты, разрабатываемые частными фирмами. Сама форма их существования и деятельности очень напоминает тоталитарные секты. Однако если последние активно высказывают свои программы и цели, не скрывая их религиозной направленности, то фармацевтические нетрадиционные фирмы, имеющие оккультный или сектантский фон, стараются тщательно его замаскировать и показать свою полную индифферентность к какой-либо вере.
    К ним можно
отнести “Гербалайф” (“Термоджетикс”), “Цептер” и др. Для того, чтобы неискушенный человек мог определить коммерческую медицинскую культовую фирму, приводятся ее характерные признаки.
    Для примера рассмотрим фирму “Гербалайф”. Создатель — Марк Хьюз, не имеет ни медицинского, ни фармакологического образования (его образование - всего в объеме 9 классов). Продукт “Гербалайф” появился в 1980 г. в США. Сейчас существует уже более 100 наименований пищевых добавок “Гербалайфа”. Одна из них — “Термоджетикс”. Продукт, по словам распространителей, необходимо принимать в течение 30 дней, только тогда, якобы, будет стопроцентный успех. “Гербалайф” ныне действует в 17 странах, довольно широко распространился на территории РФ. Официально Россию “открыли” для “Гербалайфа” лишь 22 апреля 1995 г., торговля же ведется покрупному 3 года. Замечены связи фирмы с мунистами и санентологами.

  1. Жесткая иерархическая структура. На мысль о сектантской природе “Гербалайфа” наводят также символы, значки фирмы, для каждого уровня свой. Данные о дилерах внесены в компьютер фирмы. Туда же идут паспортные данные тех, кто покупает продукт, якобы да контроля за потреблением. Особо проявивших себя на поприще продажи “Гербалайфа” везут на учебу в Израиль и США, где с ними серьезно работают. Например, общению с людьми учит воспитанник Дейла Карнеги. Но это уже достаточно высокая ступень, на которую можно подняться, лишь пройдя уровни продавца, супервайзера, менеджера. На каждом этапе существует свой уровень посвященности, подготовленности, доходов.
        Культ организован по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся “команда миллионеров”, “команда президентов”, “команда директоров”. Бизнес организован, мягко говоря, странно. Подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней. Он обязан на свои деньги купить набор продукта, значки, которые обязан носить, брошюры, диктофон, необходимое для демонстрации процесса приготовления продукта оборудование (миксеры и пр.
    ).

  2. Претензии на “харизматическое” лидерство (вдохновение свыше, провозглашение особой мудрости и требование беспрекословного подчинения власти). Активно пропагандируется и поддерживается культ личности Марка Хьюза, “доброго президента и основателя”.

  3. За распространением методов похудания и приобщения к здоровью скрываются меркантильные цели. Хьюз учил, что нужно вербовать людей, не сумевших раскрыть свой талант в обычной жизни. Его лозунг: “У нас больше возможностей, чем у вас проблем”. Поэтому вербовщики не нацелены на людей, имеющих деньги и здоровье, задающих вопросы и сомневающихся. Приманка похудания превращена в фетиш.

  4. Сокрытие истинных последствий своей деятельности. Продукт не является медицинским препаратом, в Институте лечебного питания АМН РФ, где проводилась его экспертиза, ответили, что “от набора трав, входящих в состав продукта похудеть нельзя”. В печати неоднократно появлялись сообщения о вреде пищевых добавок “Гербалайф” для здоровья. Контроль осуществляют сами продавцы без врачей.
        Распространители “Гербалайфа” утверждают, что продукт Хьюз разработал в сотрудничестве с НАСА США, что весьма сомнительно, хотя бы уже потому, что поначалу Хьюз распространял его, торгуя из кузова собственного автомобиля на манер наших фермеров, торгующих картошкой. Кроме того, указывается, что продукт сделан на основе проработки Хьюзом привезенных им с Тибета 4 тысяч собранных там рецептов лекарств из трав. Но кто по-настоящему знаком с тибетской медициной, знает: если там берутся за лечение больного местными травами (это относится и к тем случаям, когда к тибетским целителям обращается приезжий, будь то американец или европеец), то, буквально, каждую травку собирают по часам — в определенный день и в определенное время суток. Только тогда она может дать эффект. Понятно, что поставить на поток производство подобных трав попросту невозможно.

  5. Применение техник контроля сознания для выработки адептов “культового менталитета”, которые сводятся к следующему: формируется в той или иной форме убеждение, что “цели оправдывают средства”, и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;
    • использование специальных диет: адептам “Гербалайфа” рекомендовано питаться исключительно по методикам культа с постоянным применением пищевых добавок “Гербалайфа”; известно высказывание Марка Хьюза: “Кардинальное изменение привычек питания — вот что делает “Гербалайф” самой могущественной компанией и самой большой возможностью для всего мира;
    • формируется тоталитарное мировоззрение и поддерживается элитарная ментальность (идеология принадлежности к элитарному, избранному обществу, использующему “революционный” метод приобщения к здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни “гербалайфиста”);
    • создается прямая и скрытая зависимость адептов от культа: психологическая, финансовая (достигшим высоких уровней в иерархии “Гербалайфа” уже наплевать на все, кроме “Гербалайфа”, сделавшего их могущественными и богатыми людьми, они слепо верят в фирму, в “дорогого нашего доброго президента и основателя”), и физическая (некоторые исследователи указывают на наркотическую зависимость распространителей “Гербалайфа” от пищевых добавок). Набрав в свои ряды людей, жаждущих денег или несостоявшихся, фирма становится для них не просто работой, а смыслом и образом жизни.

  6. Закрытость. Фирма активно работает, но при этом старается быть невидимой.

  7. Наличие мистической окраски доктрины. Некоторые продавцы с упоением говорят об “энергетической заряженности” продукта, “эмоциональных качелях” и прочей мистике. В торговле “Гербалайфом” принимал участие центр Джуны Давиташвили. Слова Хьюза: “Мы не торговцы, мы — миссионеры” — дают еще большие основания отнести “Гербалайф” в разряд деструктивных культов.

  8. Наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения. В брошюрах фирмы содержатся подробные инструкции по идентификации потенциальных клиентов в толпе, по вербовке людей, по постоянному наблюдению за ними, расписано даже количество звонков, которые должен сделать продавец купившему после продажи.

  9. Претензии на истину в последней инстанции. Полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно пренебрежительное отношение к официальной медицине.

  10. Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность адептов вовлекать в культ новых членов. По словам продавцов, зарплату им “платят не за количество проданного продукта, а за количество обученных. За каждого завербованного, подписавшего контракт, чьи данные пошли в компьютер, завербовавшему начисляются очки, а если продал 4 набора продукта, то ему причитается 25 долларов.

    Из книги “Православная Церковь и современная медицина”.

См. также: