ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии
Страница Митрополита
| История | Храмы | Монастыри | Святые |
Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь
| Новости | Объявления | Видео | E-mail
История православного Петрозаводска. Храм во имя прп. Александра Свирского
Современный облик Петрозаводска существенно отличается от внешнего вида города в XIX – начало ХХ вв. До начала Октябрьской революции в городе насчитывалось несколько десятков церквей и около 14 часовен. Много это или мало? Мое субъективное мнение заключается в том, что для такого небольшого губернского города, как Петрозаводск, цифры внушительные.
Однако местная пресса считала иначе, по разным причинам храмов явно не хватало – разрушались и требовали ремонта одни здания, не вмещали всех желающих другие, появлялась потребность возведения той или иной часовни. Листая дореволюционные подшивки газет, четко чувствую разницу между поколениями горожан. Различие заключается в более обостренном религиозном чувстве: в своих делах, мыслях и поступках люди в большей степени полагались на Божию помощь, нежели на свои силы, вера их была более крепкой и основывалась на святоотеческих преданиях, вере благочестивых предков. Широко была развита благотворительность. Крестные ходы собирали тысячи верующих, да и в будние дни храмы едва ли бывали пустыми.
Ушедший ХХ век, к большому сожалению, внес свои коррективы в православное самосознание народа – связь времен прервалась как физически, так и духовно. Процесс возрождения Православия начался, по сути, лишь с конца 80-х годов ХХ века, и продолжается ныне, пусть медленно, но верно.
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАДРА СВИРСКОГО
Храм этот примечателен тем, что строительство его в Петрозаводске так и не началось, причем дважды. Кстати, первоначально церковь задумывалась в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Хронология развития событий такова.
Как сообщают «Олонецкие епархиальные ведомости» (№6 за 1900 г.), «мысль об устройстве на Широкой улице церкви принадлежит теперь уже почившей – вдове мастероваго Александровскаго Олонецкаго горного завода Дарье Никифоровой Дуроевой». В своем прошении на имя Высокопреосвященнейшего Архиепископа Аркадия эта вдова объяснила следующее: «Хотя я многолетняя и бездетная вдова и звания простаго, но имею неоцененное у себя сокровище в иконе Пресвятыя Богородицы, просторечно зовомыя Троеручицы. Эта икона составляет все мое благо, всю жизнь; я пользовалась милостями Царицы Небесной, Ея хранением и заступлением. Ныне, будучи преклонных лет, я желала бы посвятить сию икону в Святую Церковь. Но так как в Петрозаводске, губернском и епархиальном городе, церквей, за исключением соборных, одна горно-заводскаго ведомства и две кладбищенских, какое число церквей по народонаселению весьма недостаточно, …а особаго храма в честь и славу Пресвятыя Богородицы… не существует в Петрозаводске, …я желала бы построить каменную церковь на месте, где будет назначено начальством, о трех престолах – первый и главный во имя Пресвятыя Богородицы Троеручицы, второй во имя Святителя Николая Чудотворца, а третий во имя св. Евангелиста Марка и объясненну икону посвятить в новую церковь храмовую».
Архипастырь Аркадий поддержал желание вдовы Дуроевой. Был назначен архитектор, произведено освидетельствование места для храма на старом петрозаводском кладбище близ Слободки. Составлен был и утвержден Св. Синодом план храма и Строительный Комитет; из Консистории выдана книга для записи поступлений на устройство храма. Первая жертва поступила от вдовы Дарии Дуроевой в размере 665 р. 70 коп.
22 августа 1848 г., в день коронования Императора Николая Павловича, назначенное для храма место Архиепископом Аркадием было освящено. Олонецкие епархиальные ведомости сообщали: «Освящение было торжественное. В 9 ч. утра началась литургия в кафедральном соборе, которую совершал пр. Аркадий. По окончании литургии, при многочисленном стечении народа, из кафедрального собора начался крестный ход по набережной Онежскаго озера к месту предполагавшагося храма. Пред домом вдовы Дуроевой, где находилась икона Троеручицы, процессия остановилась; икона из дома была взята и несена была с подобающим благоговением на место для храма. Здесь был отслужен молебен с водоосвящением и в заключение торжества избранное для храма место было окроплено святою водою. Вслед затем св. икона была отнесена в дом Дуроевой, а церковная процессия возвратилась в кафедральный собор. 14 ноября 1853 года св. икона Троеручицы, при многочисленном стечении народа, в присутствии Начальника губернии и других властей, была перенесена из дома вдовы Дуроевой в собор и поставлена с пением «Достойно есть» за левым клиросом».
К сожалению, желанию благочестивой вдовы не суждено было исполниться. Причиной этого, как сказано в летописи Петрозаводских Кафедральных соборов, послужил предполагаемый новый кафедральный собор, где хотели устроить придел во имя иконы Божией Матери «Троеручица».
Прошло 44 года. 25 января 1900 года Преосвященный Назарий вновь осмотрел ту же местность, где предполагалось построить церковь, а 3 февраля об этом событии вышла статья в местной прессе. 14 февраля для ускорения процесса по строительству Олонецкая Духовная Консистория отдала дело на рассмотрение в строительное отделение Олонецкого Губернского Правления. В начале июля проект церкви, на сей раз деревянной и во имя прп. Александра Свирского, утвердили. Однако строительство так и не началось.
Быть может, дело было в финансировании? Нет, поскольку был найден и благотворитель – потомственный Почетный гражданин А.Е. Пименов. Вероятно, это один из сыновей Ефима Григорьевича Пименова, племянника купца 1-й гильдии, потомственного Почетного гражданина и благотворителя. Марк Пименов являлся благотворителем строительства новой каменной Крестовоздвиженской церкви с 1847 по 1852 годы. В это время к семейному делу приобщили и 20-летнего племянника Ефима Григорьевича (1829-1873), которому перешли все права потомственного Почетного гражданина, а со временем и все торговые, промышленные дела дяди. Один из его сыновей, Георгий Ефимович, кстати, был известен как последний голова г. Петрозаводска и весьма активный деятель городского самоуправления.
Такова краткая история несуществующего храма на ул. Широкой. Напомним, что в мае 1962 года эта улица получила название «улица Еремеева» в честь Константина Степановича Еремеева (1874-1931), государственного и партийного деятеля, редактора газеты «Правда» и др. Ул. Еремеева вела от Онежской набережной в начале ул. Федосовой на юго-запад вдоль Левашовского бульвара до ул. Дзержинского.
Александр СОКОЛОВ, редактор «Православного вестника Петрозаводска»
2014 год
См. также:
© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской
епархии
При
использовании данного материала просьба давать
ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской
епархии, http://eparhia.karelia.ru