ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Притча о многострадальном Иове. Глазами сатаны

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. (Иов 1:8)

- Может, знаешь, был такой человек Иов. Как и ты, задавался вопросом о смысле жизни. Да как же это, почему именно со мной? До того себя довел, что коростой покрылся. И жена пыталась ему мозги вправить. И друзья говорили: «Не гневи Бога». А он все равно пылил, посыпал голову пеплом. Тогда Господь смилостивился, и сам явился к нему в виде урагана и популярно все объяснил ему. В картинках.
- И че?
- И смирился Иов, жил 140 лет, видел сынов сыновних до четвертого колена и умер в старости, насыщенный днями.
- Сказка что ли?
- Да нет, в Библии написано.

из диалога Николая с отцом Василием

Мы пресыщены голливудскими фильмами. Что такое голливудское кино в двух словах? Путь главного героя непрост, но даже если ему суждено погибнуть, в финале нас ждут слезы счастья и хэппи-энд. И вот мы с подобной установкой в подсознании ждем от всякого фильма оптимистичной развязки, разрешения главной проблемы героя и исполнения его заветной мечты. А если так получается, что режиссер обманывает наши ожидания, и вместо счастья умножает скорбь и печаль, то этот фильм называется «заставляющим задуматься». Фильм «Левиафан» – добротный пример такого творчества. Он и правда заставляет задуматься. Но вот только над чем? Давайте по порядку.

В центре сюжета – история нашего современника Николая, который живет на русском крайнем севере, маленьком городке Загорске. В окружающем ландшафте угадываются окрестности Мурманска. Богатство Николая нехитрое – дом в живописном месте, жена, сын, свой маленький бизнес в гараже рядом с домом. В друзьях – пара сотрудников местной полиции при хороших погонах; в знакомых – весь остальной город.

И назначено Николаю сценарием испить горькую чашу бедствий по примеру многострадального Иова. Весь фильм строится на том, что кусок за куском от главного героя отрывают его жизнь. У Николая отняли не только семью, но и правду, осудив на 15 лет по подложному обвинению. Нет смысла по пунктам перечислять все злоключения бедняги, потому что дело не в последовательности восстающих на него зол. Для нас важно другое: как главный герой реагировал на происходящее, и чем дело кончилось?

О реакции главного героя можно определенно сказать только одно: на все события в своей жизни он отвечал пьянством. Пьют в фильме все: стаканами и из горла, под закуску и без. Практически неудержимо. Как-то буднично, как будто воду. Пьют и матерятся. Все значимые персонажи и на протяжении всей картины! Зрелище отвратительное.

Так ли библейский Иов отвечал на испытания? Ведь тот не упивался вином вперемешку со сквернословием, а смиренно произносил: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Главный герой «Левиафана» так воскликнуть не может, потому что он пьян. И в Бога не верит ни в начале, ни в конце картины.

Хорошо, но раз эта кинолента – перелицовка на современный лад истории ветхозаветного праведника Иова, может быть, Николай к концу фильма пришел к покаянию? Может, Господь вознаградил его за смиренно перенесенные скорби удвоением богатства и умножением семейства? Основная идея библейской книги в том, что Бог показывает нам образ перенесения скорбей и трудностей, напоминает, что ни один праведник не забыт у Него. Эта смыслообразующая мысль остается за скобками сюжета картины. Более того, складывается впечатление, что история Иова-Николая рассказана устами сатаны.

Каким дьявол хотел бы изобразить Иова? Он должен казаться в меру успешным современным человеком с чувством собственной справедливости и правоты, но без веры в Бога. Как в ветхозаветной истории, он должен всего лишиться, но при этом не призвать Бога. В финале такой Иов должен просто сгинуть, а не смириться и получить благословение за терпеливое перенесение скорби.

Известно, основная черта сатаны – гордость, а противоположное ей смирение ненавистно ему. Ведь лукавый любит умолчать о существенном, рассказать половину истории, подвести к нужному ему выводу. Всё как у нашего главного героя. Унизить Николая режиссер унизил, лишил всего, что тот имел и оставил так, бросив на самом дне. Иовы наших дней должны сгинуть с лица Земли со словами: «Где ваш милосердный Бог?» Бросить Богу упрек и раствориться в безвестности.

Не вижу смысла разбирать образ России, как беспробудно пьющей, изменяющей, продажной и бесперспективной страны, который вырисовывается в картине. Такая Россия нужна Западу, что доказывают рукоплескания фильму на фестивалях и в прессе. Но в завершение разбора хочу поделиться парой мыслей о том, как в «Левиафане» изображена Церковь. В фильме есть священник и митрополит, по делам которых зритель может судить о Церкви. Образ архиерея показывает отношение Церкви и государства, Церкви и людей, обличенных властью. Отец Василий – отношение священства и простого люда. Таких архиереев, как в фильме, в нашей Церкви нет. Владыка, благословляющий на чернющее зло словами «Всякая власть от Бога» и «Мы делаем общее дело», это просто ряженый артист. В этом убеждает и та театральная наигранность, с которой в конце фильма он произносит проповедь. Это скорее политработник на собрании комсомольской ячейки. Он картинно грозит пальчиком и, хотя говорит какие-то правильные слова, делает он это фальшиво и пафосно. Отец Василий по памяти приводит огромную малоизвестную цитату из Ветхого Завета, при этом истории Иова, как будто, не знает. Или знает, но какого-то не того Иова? Священник ни слова не говорит о смирении в скорбях многострадального праведника, чем тот и угодил Богу, об участии сатаны в бедствиях, обрушившихся на Иова и о том, как в конце концов дьявол был посрамлен. Любой, знакомый с текстом Ветхого Завета, знает, что Иов не приобрел смирение в результате испытания, а испытание явило смирение Иова в ясном и недвусмысленном виде.

Думаю, верующий человек ничего не вынесет из этого фильма. Неверующий может утвердиться в мифических представлениях о Церкви как министерстве пропаганды при власть имущих.

Стоит ли смотреть этот фильм? Решать каждому самому. О «Левиафане» действительно много говорят, пишут, а еще больше его критикуют. При этом я слышал разные отзывы, в том числе и такие, что это правда и самая настоящая жизнь. Но скорее это такая карикатура. У автора карикатуры бесполезно спрашивать, почему нос изображен таким большим или уши как у слона. Это жанр такой. А ложь заключается в том, что этот шарж пытается обрядиться в одежды реализма. Просто надо назвать вещи своими именами. Пересматривать «Левиафан» смысла нет. А почему он некоторых заставляет задуматься, я постарался объяснить еще в начале заметки: расплющи в финале главного героя, и все скажут: «Ничего себе, какое глубокое кино!»

Виктор СЕМЕНОВ, Молодежный отдел Петрозаводской и Карельской епархии

См. также: