ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Почему священника неправильно поняли?

В связи с бурной реакцией общественности на выступление настоятеля Кижского прихода протоиерея Павла Лехмуса, посвященное затянувшейся реставрации Спасо-Преображенской церкви на острове Кижи, Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии обращает внимание на то, что священник высказал сугубо личное мнение, которое официальным мнением епархии не является.

Судя по всему, в накаленной обстановке обсуждения очередного этапа реставрационных работ всем его участникам было не до того, чтобы вникать в подлинный смысл горестного замечания настоятеля Кижского прихода. Его слова просто подлили масло в огонь и без того жарких дискуссий.

Вот как объяснил протоиерей Павел Лехмус свое «не совсем корректное» высказывание в разговоре с корреспондентом городской газеты «Петрозаводск». Священник назвал болью своего сердца то обстоятельство, что все долгие годы реставрации в храме нет службы. «Именно это я имел в виду. Когда человеку больно — он кричит». Протоиерей Павел попросил не считать его выступление предложением снести храм и построить на его месте новый, поскольку он не является специалистом в этом вопросе.

Так в чем же дело? Почему слова священника, не имеющего никакого отношения к реставрации шедевра деревянного зодчества, вызвали поток критических высказываний в его адрес? А дело в том, что в бесконечных дискуссиях о реставрационных методах старинного храма, отпраздновавшего в прошлом году свой 300-летний юбилей, на задний план отошла главная проблема знаменитого музейного объекта. С тех пор, как в 1980—1983 годах в Преображенском храме были выполнены «противоаварийные работы с установкой внутреннего металлического каркаса для предотвращения возможного обрушения церковного здания», его внутренний облик стал недоступным людям. Даже кижские старожилы едва ли помнят, как выглядит их родная церковь внутри.

Об этом теперь приходится судить только по красочным описаниям в музейных проспектах и научных статьях. Вот, например, в одной из них сообщается о величественном внутреннем облике храма. «Огромные, залитые светом притворы, просторное помещение главного храма, широкие лавки вдоль стен... Ни ярких фресок, ни затейливой резьбы, ни цветных изразцов в интерьере храма нет. Вместо них — мощные бревенчатые стены, широкие доски половиц, массивные дверные косяки».

Не правда ли, впечатляет? Только можно ли надеяться, что при жизни нынешнего поколения храм откроется перед изумленным взором его посетителей во всей своей могучей красоте. Вполне вероятно, что можем и не дождаться! Потому что неизвестно, сколько еще лет продлится реставрация. Ведь ее процессу, как сообщают СМИ, постоянно мешают конфликты общественников с руководством музея. К тому же, в очередном отчете миссии ИКОМОС 2014 года музею снова рекомендован целый список поправок, связанных, в том числе, и «с сокращением издержек в реставрации и созданием условий для победы определенных подрядчиков». Если учесть, что в данном пункте рекомендации противоречат российскому законодательству о конкурсных процедурах на право выполнения работ, то уйма времени может уйти еще и на разрешение этих разногласий.

Так что же в таком случае можно назвать варварством? Горькие слова священника о недоступности прекрасного храма, воздвигнутого благоговейной рукой великих русских мастеров для своих потомков? Или все-таки нескончаемые чиновничьи баталии вокруг восстановления этой дорогой верующему сердцу святыни?

О.И. СИДЛОВСКАЯ, руководитель Информационного отдела Петрозаводской и Карельской епархии, февраль 2015 года

См. также: