ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Духовенство Олонецкой епархии в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны церковная жизнь в Олонецкой епархии была полностью уничтожена, уже в 1940 году на территории всей Карелии не было ни одного служившего священника. Большинство священнослужителей были расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря, остававшиеся в живых были вынуждены уехать или искать любую работу, чтобы выжить. Три последних храма, один в Повенце и два в Петрозаводске, официально были закрыты весной-летом 1941 года.

С началом финской оккупации началось открытие церквей, в них служили финские священники. Богослужения, как и преподавание Закона Божия, совершались на финском языке. В целом к концу 1943 – началу 1944 годов в Карелии открылось около 40 православных храмов (после изгнания финнов на 1 ноября 1944 года в списке действующих числилось 18 церквей). В отличие от «национального» населения, карелов и вепсов, русское население помещалось в лагеря. Большая часть из них находилась вблизи Петрозаводска. Оккупационные власти узнали, что в одном из лагерей для «ненационального» русского населения совершаются богослужения. Их совершал заштатный священник Петр Макаров, один из немногих священнослужителей уцелевший от репрессий. Он был родом из Заонежья, из деревни Леликово. Когда храм в его деревне был закрыт в конце 1920-х годов, он уехал жить в Петрозаводск, где его и застала война.

Священник Петр Макаров начал исполнять пастырские обязанности по просьбам заключенных с конца 1941 года в шести лагерях, в каждом из которых под церковь было выделено и оборудовано небольшое помещение. Первая литургия была совершена им 8 января 1942 года. Сначала ему приходилось надевать изношенное, рваное облачение, не было церковного вина, пшеничной муки для просфор, вместо них использовались ржаной хлеб и брусничный сок на сахарине, вместо богослужебных сосудов – стеклянная сахарница на ножке, кофейная ложечка и обычная тарелка под хлеб. После разговора с финским православным священником Эркки Пийроненом, ходатайствовавшим за русского священника перед комендантом лагерей, отцу Петру было разрешено пользоваться облачениями из петрозаводской Крестовоздвиженской церкви, использовать богослужебные сосуды, взятые оттуда же, кроме того, был выделен мешок пшеничной муки и 10 литров церковного вина. Только в июле-сентябре 1943 года отец Петр совершил 53 службы, на которых присутствовало 1692 причастника и 11500 молящихся, священник отслужил 27 молебнов, 26 панихид, 55 заказных молебнов, 55 заказных панихид, совершил 103 крещения, 32 отпевания, 26 миропомазаний и 32 приобщения больных. Все это, безусловно, утешало людей и давало им силы выжить в нечеловеческих условиях. К сожалению, по окончании Великой Отечественной войны, в 1946 году отец Петр был обвинен по ст. 58-п.1 (измена Родине) и выслан на 10 лет отбывать заключение в лагерях. Священнику в 1946 году исполнилось 69 лет, о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Другой пример ревностного служения Богу и людям в годы войны показал протоиерей Александр Федорович Романушко (1894-1955). Отец Александр скончался в Петрозаводске, исполняя обязанности благочинного церквей нашей епархии и являясь настоятелем Крестовоздвиженского собора (в 1954-1955 годах). В годы войны он находился далеко отсюда, в Белорусском Полесье – служил настоятелем храма в Мало-Плотницком приходе Логишинского района Пинской области БССР.

Село Малая Плотница было оккупировано немцами в июле 1941 года. С конца лета 1941 года на белорусской территории стало формироваться партизанское движение. В 1942 году, когда священнику Александру Романушко удалось связаться с партизанами-подпольщиками, он начал активно им помогать. С 1 марта 1943 года отец Александр сам стал работать в подполье, получая задания руководителей партизанского движения, сочетая эту деятельность со служением в храмах. А в ноябре 1943 года он вместе со всей семьей ушел в партизанскую бригаду имени Куйбышева. Священник не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским батюшкой. В оставленных духовенством храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от захватчиков. Священник не боялся брать с собой сводки Совинформбюро, другие материалы и листовки. Беседуя с людьми, он просил их не поддаваться ни на какие провокации немцев, мобилизовывая местных жителей на борьбу. В характеристике, данной отцу Александру командиром партизанских соединений Пинской области генерал-майором Комаровым и начальником Штаба партизанских соединений капитаном Федотовым, отмечено: «Священник Романушко А.Ф. безукоризненный патриот своей Родины».

29 апреля 2009 г. в Москве, в Центральном музее Великой отечественной войны на Поклонной горе, проходила выставка «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». Среди многочисленных материалов там был представлен пожелтевший от времени документ:

«Священнику Малоплотнинской церкви Романушко Александру.

Высылаю Вам 10 патронов к револьверу системы "Наган". Удовлетворить Вашу просьбу в отношении пистолета не могу, потому что такового у меня сейчас нет. Желаю Вам успеха в борьбе против немецких извергов.

Командир соединения генерал-майор Комаров.

24 февраля 1944 г.»

Случай, произошедший с отцом Александром летом 1943 года, ныне стал хрестоматийным и упоминается в большинстве работ, посвященных изучению роли духовенства в годы Великой Отечественной войны. Летом 1943 года родственники убитого партизанами полицейского искали священника для отпевания покойного, но местный батюшка им отказал. Тогда они обратились к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу с просьбой «командировать» на похороны партизанского священника. Командир предоставил право самому отцу Александру принять или отклонить это приглашение, и отец Александр согласился. Он взял с собой облачение, кадило и в сопровождении двух автоматчиков выехал в деревню.

На кладбище была выставлена вооруженная охрана. Все приготовились слушать молитвенные прошения, произносимые при отпевании. Отец Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и “Со святыми упокой” заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо “Вечной памяти” произнесем же “Анафема”». Люди стояли как громом пораженные. Среди изумленных собравшихся установилась мертвая тишина. Все сказанное священником прозвучало очень смело и могло повлечь за собой его скорую гибель. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников». Эти простые слова пронзили сердца людей. Потрясенные полицейские не тронули духовного пастыря. В зону базирования группа отца Александра возвратилась с похорон, увеличенная во много раз. Среди нового партизанского пополнения были и полицаи, но теперь уже бывшие.

Протоиерей Александр Романушко участвовал в партизанском движении с лета 1942 до лета 1944 года, т.е. до самого освобождения Пинской области от оккупантов. Впоследствии он был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Партизану Отечественной войны» I степени. Долгое пребывание в лесах, среди пинских болот сильно подорвало здоровье священника.

Сразу после освобождения территории от захватчиков в 1944 году отец Александр Романушко был назначен временно управляющим приходами Пинско-Полесской епархии. В 1945 году он передал управление назначенному Московской Патриархией архиепископу Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову), а сам был назначен управляющим делами Полесской епархии, благочинным Полесского округа и настоятелем Михайловского собора г. Мозыря. В 1945 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) он был возведен в сан протоиерея. За служение на церковной ниве ему было преподано Патриаршее благословение и благодарность. До 1950 года протоиерей Александр Романушко совмещал служение в соборе с исполнением всех административных обязанностей, возложенных на него.

В октябре 1950 года по ложному доносу его арестовали органы госбезопасности. Под «следствием» в заключении его держали почти три года. Семья священника уехала в Харьков, к ней он смог вернуться только летом 1953 года, после снятия ложных обвинений и освобождения. Длительное заключение окончательно разрушило его подорванное в годы войны здоровье, поэтому после освобождения он вынужден был находиться на лечении, за штатом.

Но в 1954 году священник получает новое назначение – его посылают служить в далекую северную Олонецкую епархию. Отец Александр становится настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска и благочинным церквей Олонецкой епархии, которая с 1944 года управлялась из Ленинграда. Оказавшись на новом месте служения, протоиерей Александр Романушко энергично взялся за исполнение возложенных на него обязанностей – ездил по епархии, пытался отстаивать от закрытия и без того немногочисленные действующие храмы. Но, к сожалению, силы и здоровье священника к тому времени были окончательно подорваны. На новом месте он прослужил чуть больше года – с марта 1954 по июнь 1955 года. 27 июня 1955 года протоиерей Александр Романушко скончался и был похоронен в Петрозаводске.

Источники и литература:

Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1, оп.3(2), д. 89.

Раина П.К. Мы дети одной Отчизны // Слово. 1989. № 11. С. 14.

Силова С.В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно, 2003. С. 70.

Шкаровский М.В. Крест и свастика: Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007. С. 422.

Он же. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 453.

Piiroinen E. Tsasounien Karjalassa. Pieksдmдki, 1982. S.48-50.

Басова Н.А.

См. также: