ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


МИРОТОЧЕНИЕ ИКОН

Будучи верующим, мне до недавнего времени не приходилось сталкиваться с "мироточением" икон лично, хотя я много слышал об этом чуде. Однако почти всё услышанное относилось к территории центральной России и др. стран. Вся информация воспринималась как правдивая, потому что, как ни странно, верить в чудо, происходившее где-то далеко не у нас всегда легче, чем в то, что происходит перед твоими глазами. Из-за боязни ошибиться всегда возникает тень сомнения в том, что происходящее - на самом деле чудо, и появляется желание найти ему рациональное объяснение. Однако часто разум упирается в тупик, рассудку не за что зацепиться и по некотором размышлении приходится констатировать сверхъестественный характер происходящего...

Про "мироточение" икон в Карелии я раньше слышал, но значения не придал, т.к. эта информация не распространялась через официальные церковные каналы, и поэтому я считал её недостоверной. Однако прошлой зимой ( 1997 года) я впервые наблюдал "мироточение" иконы на квартире у одной прихожанки Крестовоздвиженского собора (имя своё она просила не называть)...

Надо сказать, что само название "мироточение" - весьма обобщённое. Наверно, только благоговейное отношение к тому веществу, которое выделяется на иконе, роднит его с "миром", которое используется в таинстве Крещения. Научные экспертизы, проведённые при мироточении иконы Богородицы в Нью-Йорке в 1960 г и при мироточении образа "Распятого Спасителя" в Австралийском городе Маунт Причард (предместье Сиднея) в 1994 г дали такие результаты : в первом случае в качестве "мира" были обыкновенные слёзы, а во втором случае спектрографический анализ показал, что жидкость схожа с оливковым маслом ( Любомудров А., "Знамения Божии от святых икон", СПБ 1997, с.142-143).

На квартире той прихожанки (кстати, учительницы средней школы) икона Богородицы "Нечаянная Радость" замироточила маслянистой жидкостью. Капельки вещества ( 1-2 мм в диаметре) появились на иконе подобно росе, хотя икона (бумажное изображение, наклеенное на доску) стояла за стеклом на книжной полке, в ряду таких же икон (по способу изготовления). Но почему-то только на иконе Богородицы "Нечаянная Радость" появилось это вещество. Химический анализ его не осуществляли, определили лишь, что оно легче воды и без запаха...Для освидетельствования происходящего приехал сначала священник о.Олег Евсеев, а потом и епископ Мануил. Перед иконой был отслужен молебен и владыко сказал, что всё происходившее, видимо, было утешением в скорби той прихожанки (у которой тогда серьёзно заболел четырёхлетний племянник)...На квартире у этой прихожанки я был и капли видел. Скептически рассуждать по поводу всего происходившего с моей стороны было бы глупо, т.к. для человека церковного ложь недопустима, т.к. она - орудие диавола. Других же скептиков я хотел бы спросить, что если объяснить происходящее тем, что прихожанка сама всё подстроила из желания прославиться, то почему о мироточении её иконы до сих пор знает только узкий круг лиц?...

После этого случая я услышал про мироточение икон в Сегеже, где в Никольском храме мироточило около 5 икон разного времени написания и способа изготовления (написанных на досках, ДВП). Мироточение происходило длительное время (почти всю весну 1997 года). На одних иконах это проявлялось в виде тёмных густых маслянистых капель, на других - более прозрачных, размером 3-4 мм. Остаточные проявления мироточения я видел лично, когда был в Сегеже в начале ноября 1998 г.

28 ноября 1998 г. замироточили 4 иконы в Екатерининской церкви у нас в Петрозаводске. Первые капли были замечены на иконе Святителя Николая (с левой стороны храма), когда священник о.Андрей Верещагин служил молебен Святителю Николаю. Капельки маслянистого прозрачного вещества были замечены ещё на 3-х иконах : Воскресшего Спасителя (слева от Распятия), Косьмы и Домиана (по правую сторону храма) и на иконе Апостола Андрея Первозванного ( в алтаре). Позже мироточение было замечено ещё на некоторых иконах. Благоухание - еле уловимый запах лаванды (как констатировал о.Олег Скляров, приехавший с епископом Мануилом на освидетельствование происходящего) было зафиксировано свидетельскими показаниями только 28 ноября. Появление маленьких капелек прозрачной маслянистой жидкости (по характеру таких же, как у той прихожанки, у которой мироточила икона Богородицы "Всех скорбящих радость") наблюдалось мной лично ещё целую неделю на иконах Св.Николая и Воскресшего Спасителя...

Почти в то же время в Крестовоздвиженском соборе были замечены единичные капли маслянистой жидкости на иконе Св. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев и на иконе Казанской Божьей Матери (сама икона под стеклом, а капля "мира" находится на самой иконе). Обе иконы находятся на правом столбе, дотянуться до них можно только вытянув руку, лампады там не висит и рационально объяснить возникновение этих капель (сами капли видел своими глазами) не представляется возможным...

Да, да, уже вижу ухмылки скептиков, прочитавших мой рассказ. Как же! Церковники, "набившие руку" в одурманивания народа, составили заговор и устроили мироточение икон к 170-летию Олонецкой епархии, да ещё с обретением мощей Великого Святого Российского Севера Преп. Александра Свирского (обрести которые уже отчаялись, и которые были обнаружены на Кафедре гниения почв в одном из военных институтов в Санкт-Петербурге)... Мне, знающему с какой осторожностью в Церкви относятся к чуду, такая точка зрения кажется абсурдом. Приведу один пример:

Когда я исследовал вопрос относительно исцелений людей у мощей Преп. Елисея Сумского, то настоятель собора о.Олег Скляров разрешил распространять информацию только о самом достоверном (хотя я сам слышал до этого о нескольких случаях). В данном случае, если бы о.Олег хотел бы прибыли для Крестовоздвиженского собора или известности для привлечения людей в свой храм, то он должен был бы всячески "рекламировать" чудеса и мироточения в своём храме. Но об этих случаях даже я, уже 4 года близко соприкасающийся с Церковью, узнаю только сейчас, когда занялся специальным исследованием.

К сожалению для скептиков, надо констатировать, что у Православной Церкви к чудесам объективное отношение. Об этом же пишет Алексей Любомудров, занимавшийся сбором фактов о мироточениях с 1991 по 1996 г. Он же пишет о том, что иной раз даже о чуде мироточения предпочитают умалчивать и редко, когда огласка чуда принадлежит священноначалию, в основном, это - инициатива журналистов...

Однако дело не в том, как нарушаются естественные законы мироздания, а вопрос в том, почему Господь попускает такое чудо, как мироточение икон? По мнению епископа Мануила, хотелось бы верить, что всё происходящее - милость Божия, посланная нам для утверждения в Вере, а не грозное предзнаменование чего-то грядущего...

Иван КОНСТАНТИНОВ

См. также: