ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Слово пастыря

«Возлюбите молитву, наполните ею вашу жизнь»

Для каждого православного человека время Великого поста - время особое. Кто из нас не думает о том, как провести эти дни достойно, с духовной пользой: в покаянии, воздержании и смирении? Но почему-то наши самые искренние стремления зачастую остаются лишь благочестивыми помышлениями. В лучшем случае, у нас хватает сил только на соблюдение правил поста телесного, и то с большими оговорками; хотя достаточно вспомнить, что истинный пост немыслим без молитвы, как сразу становится ясна причина нашей духовной несостоятельности. Но вот как раз представление о молитве у многих и многих из нас весьма туманное.

Надо признать - молитва наша немощна. Происходит это не только из-за нашей духовной беспечности и рассеянности, но еще и потому, что мы не занимаемся ею как делом, требующим дисциплины и настойчивого труда. Такое положение приводит фактически к разделению нашей жизни церковной и жизни мирской, домашней. Возникает очень опасная для души двойственность: в храме - особенное состояние духа, молитвенный настрой, благоговение, радость. Вышли из церкви, вернулись домой - как будто и в храме не были, все другое: суета, осуждение, ссоры, обиды. И никак не удается сохранить в своей душе ту благодать и расположение к молитве, которых мы сподобляемся во время церковных богослужений.

Конечно, мы стараемся молиться и дома: становимся перед иконами, берем молитвослов и вычитываем положенное, но именно вычитываем, а не молимся. И если иногда нам удается сосредоточиться на молитвословии и воспринять произносимое сердцем, то такого «заряда» нам все равно надолго не хватает. Как же нам избавиться от такой страшной духовной расслабленности? Как наполнить нашу повседневную жизнь благодатью молитвы? Обратимся к творениям святых отцов, к их душеспасительным наставлениям. Все они завещали нам обучаться молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Вот, что пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Рассмотри писание отцов: увидишь упражнение молитвою Иисусовой, называют ее оружием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле, называют ее Богоданным, неотъемлемым наследием, одним из окончательных и высших завещаний Богочеловека, утешением любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным». Однако не стоит обольщаться тем, что столь доступная по форме. Иисусова молитва также проста и на практике. Молитва, по определению свт. Игнатия, есть «наука из наук, Божественная наука», а значит, как и любая наука, она требует определенной подготовки, постепенности в обучении и усердного прилежания. Но и бояться, приступая к молитве, также не стоит, хотя часто приходится слышать убедительные, на первый взгляд, доводы, которыми нас пытаются предостеречь, а на самом деле отклонить от обучения этому «священному деланию». Во-первых, нам говорят, что упражнение Иисусовой молитвой подобает людям бесстрастным, очистившимся от грехов и страстей. Во-вторых, говорят, что найти опытного наставника, познавшего молитву на практике, в наше время невозможно, а значит, приступать к ней не следует. И, в-третьих, занимаясь молитвой, можно впасть в прелесть.

Этим доводам не одна сотня лет. Вот как на подобные измышления отвечал в свое время свт. Игнатий: «Из этих предлогов или изветов первый - непотребен и несправедлив, потому что первая степень преуспеяния начальных состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, то есть умною молитвою, подобающую деятельным. Второй - безрассуден и неоснователен, потому что за недостатком наставника и учителя Писание -нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того, чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нее, они превращают это писание и представляют его в основание к уклонению от умного делания».

Да, святые отцы предостерегают, что на пути стяжания Иисусовой молитвы мы должны быть крайне осторожны и рассудительны, охраняя себя от самообольщения и прелести. Но предостережения эти даны тем, кто уже вступил на «тесный путь» молитвенного делания, а не стоит в нерешительности, переминаясь с ноги на ногу, придумывая оправдания своему нерадению. Воистину, путь упражнения молитвой Иисусовой - путь тесный.

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Как же не тесный путь? Тесный путь, в точном смысле слова! Желающий заняться успешно молитвою Иисусовой должен оградить себя и извне, и внутри поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас». В чем же проявляются эти самые благоразумие и осторожность? «Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражании апостолам Его, в последовании духу их, в общении с духом их. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы чрез них, как чрез врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием: празднословие, многословие, особливо насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы».

Кто-то может возразить, что Иисусова молитва доступна и более подходит монахам, а заниматься ею в миру решительно невозможно, но это еще одно досадное заблуждение. «Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушенным духом».

Разве не об этом мы задумываемся и разве не этого жаждем в преддверии Великого поста?! Испросите благословение и совет духовника. Возьмитесь за молитву неленностно, возлюбите ее, наполните ею вашу жизнь, не откладывая на потом.

Иеромонах Паисий (Ковалев), наместник Митрофаньевской пустыни
Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Газета «Святая обитель»

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru