ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СВОЙ ДОМ…

ioann.jpg (25206 bytes)В конце января в кафедральном соборе благоверного вел. кн. Александра Невского Петрозаводска чествовались две даты: 170-летний юбилей со дня освящения храма и 20-летие хиротонии (рукоположения во священство) наместника собора митрофорного священника Иоанн Тереняк. Мы предлагаем нашим читателем беседу с отцом Иоанном.

-Отец Иоанн, расскажите немного о себе: откуда вы родом, кто ваши родители и как вы стали священником?

- Родился я в Западной Украине в крестьянской, верующей семье, в которой было пятеро детей. Мы жили в селе, мои родители. Как и многие мои односельчане, по воскресеньям и праздникам я ходил в церковь, был обычным прихожанином. После армии женился и в 1979 году принял решение поступать в Духовную семинарию в Ленинграде. Родители меня благословили, жена тоже была непротив, и я отправился сдавать экзамены. Ректором Духовной академии и семинарии был нынешний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Когда мы, скромные деревенские ребята, подошли под благословение к Владыке, он спросил меня, откуда я приехал. Я ответил, что с Украины. Тогда с Украины многие поступали в Ленинградскую семинарию.

- Известно, что в советское время учиться в семинарии, а затем служить священником – было исповеданием веры…

- Да, время было безбожное. Старшие семинаристы мне объяснили, что после сдачи документов могут возникнуть разного рода сложности. Обычно к будущим семинаристам приезжали из райкома комсомола или партии и всячески переубеждали, отговаривали от поступления в семинарию, обещали тепленькое место в институте, родителям - хорошую пенсию, жене – перспективную работу и т. д. И, действительно, все так и было. Когда я поступил в семинарию, мою жену тут же уволили с работы без всяких объяснений. Несколько раз навещали мою мать, пытаясь воздействовать на меня через нее. Присылали повестки в армию, хотя я только что демобилизовался..

Когда я был уже воспитанником 3-го класса семинарии, ко мне обратился благочинный церквей Олонецкого епархии архимандрит Мануил и предложил поехать в карельский город Сортавала в качестве псаломщика. Я с радостью принял предложение нашего будущего епископа и отправился в неизвестный мне приграничный город, который оказался к тому же закрытым, причем власти не желали меня пускать. С тех пор, благодаря приглашению Владыки Мануила, я остался в Карелии, полюбил ее природу, людей, и она стала для меня второй родиной. В Карелии родились мои дети, для которых карельский край стал родным домом.

Прослужил я псаломщиком около трех месяцев и по благословению благочинного отца Манула 31 января 1982 году в Александро-Невской Лавре был рукоположен архиепископом Мелитоном в сан дьякона. Служил в Сортавальской церкви и продолжал ездить в Ленинград на учебу. Часто в поезде иные мои попутчики, узнав, что я служу в церкви, прекращали всякие разговоры со мной, другие, наоборот, проявляли любопытство и интерес, иные считали недоумком. Служить при советской власти было непросто.

Во священники меня рукополагал также владыка Мелитон, ныне покойный. Пять лет я служил в Никольской церкви в городе Сортавала сначала дьяконом, помогая служившему там тогда протоиерею Философу, потом священником, а позже и настоятелем. По благословению благочинного архимандрита Симона, в 1986 году был переведен в Екатерининскую церковь Петрозаводска и служил в ней в течение четырнадцати лет. Сейчас в Карелии насчитывается уже более пятидесяти церквей, а в то время их было всего четыре.

Когда Владыка Мануил был хиронитосан во епископа, он возложил на меня послушание благочинного Центрального округа епархии, а потом, после отъезда отца Тихона в связи с рукоположением его во епископа Архангельского и Холмогорского, я стал секретарем епархии и настоятелем возрождающегося Александро-Невского собора.

- Одновременно Вы несли несколько послушаний сразуэто нелегкий крест?

- У каждого священника – тяжелый крест. Он отвечает пред Богом не только за свою семью, но и за всю свою паству. Немалое бремя ложится на его плечи особенно в наше время: кого-то надо согреть добрым словом, подбодрить, утешить, кого-то необходимо обличить, кому-то подсказать, направить, благословить.

А у настоятеля забот и того больше. Кроме священнического служения в таинствах, на нем лежат все финансово-экономические хлопоты. В мои обязанности входит следить за тем, чтобы богослужения совершались благочинно. Все, кто несут послушание в нашем соборном храме, начиная от священника и кончая сторожем, зарабатывают свой хлеб, ибо, по словам апостола, «каждый труждающийся достоин пропитания». И на мне лежат заботы о каждом из них.

- Отец Иоанн, нынешний год для собора юбилейный. А какие проблемы у него в настоящее время?

- Самая насущная проблема собора – это нужда в приходском доме. Я не однократно обращался к местным властям с просьбой помочь нам в решении этого вопроса. У наших прихожан много детей, но нам негде организовать для них воскресную школу. Российское Правительство уже бьет тревогу по поводу беспризорных детей и подростков. Церковь готова работать с детьми, вопрос только в помещении. У многих православных нет возможности купить хорошую духовную книгу из-за дороговизны. Они могли бы взять эти книги в библиотеке, и здесь все упирается в помещение. Сейчас при соборе создается сестричество или, говоря светским языком, отдел социального содействия неимущим, одиноким, больным. И нашему сестричеству тоже необходимо помещение. Мы надеемся, что будем, наконец, услышаны городскими властями, которые помогут нам

- Батюшка, наш кафедральный собор новый и в нем пока не так много икон, планируете ли вы их приобретение?

-Мы заказали несколько новых Богородичных икон, но все это стоит немалых денег. Иногда верующие приносят свои иконы и желают их пожертвовать в храм, но для такого собора, как наш, необходимы иконы значительного размера. Я интересовался фондами музея, но для нашего храма там нет ничего, что могло бы пригодиться. Иногда спрашивают о мощах преподобного Елисея Сумского, не будут ли они перенесены в собор, но, по-моему, их надо оставить в Крестовоздвиженском соборе, куда они были возвращены из музея. Очевидно, в скором времени правый предел собора будет освящен в честь всех святых в земле Карельской просиявших.

- Каков состав ваших прихожан?

- В основном, это интеллигенция нашего города: учителя, врачи, студенты консерватории, музыкального училища, университета, депутаты. Это очень радует. Хочу отметить, что во время ночной Рождественской службы храм был полон молодежи, причем парни и девушки вели себя пристойно, пьяных, как это бывало прежде, не было. Радостно, что в храм все больше приходит мужчин, ведь назначение мужчины – быть главой семьи, быть ответственным за свой дом, за свою веру, за свое Отечество.

Беседовала Ирина ЯКОВЛЕВА

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

НА ГЛАВНУЮ