ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


3 мая 2007 г. исполнилось 155 лет со дня преставления настоятеля Задне-Никифоровой Важеозерской пустыни иеромонаха Исайи, в схиме Игнатия

Схимонах Игнатий родился в Новгородской губернии, в крестьянской семье, в 1780 году, при святом крещении имя ему нарекли Иван. В 18 лет он принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. Обучившись чтению, он построил себе келью в родительском саду и проводил в ней много времени, предаваясь подвигам поста и молитвы. Чтобы прокормить себя Иван занимался рукоделием. Через два года он отправился в паломничество в Киево-Печерскую Лавру, а затем пошел на Соловки.

Он услышал о духовно опытном наставнике архимандрите Макарии Песношском, поселившись в монастыре, Иоанн просил его духовного руководства. Видя усердие Иоанна, Макарий хотел его постричь в монашество и сделать монастырским экономом, но, понимая, что это послушание будет отвлекать от внутренней молитвы, Иоанн тайно покинул монастырь. Он поселился в уединенном месте в глубине холма, через некоторое время к нему присоединился его брат Феодор, так вместе они прожили четыре года, перенося тяготы пустынножительства.

В постоянных трудах и молитве Иоанн приобрел много: теплую любовь к ближнему, чистую сосредоточенную молитву, смирение и покаянные слезы, которые потоком лились из его глаз, давая ему возвышенное утешение. Однажды к нему пришли разбойники требовали денег, один даже навел на Иоанна ружье, тогда по наитию, он назвал разбойника по имени, от неожиданности ружье выпало из рук грабителя. Оба они испросили у Иоанна прощения и быстро ушли.

Место уединения стало известно, народ стал приходить к пустынникам, Иоанн с братом ушли на Святую гору Афон. Там в 1818 году он был пострижен в монашество с именем Исайя. На Афоне он стал настолько уважаем, что к нему за духовным советом обращались многие люди. В 1821 году, когда в Греции началась война с турками и на Афоне стало не спокойно, о. Исайя с братом Феодором вернулись в Россию. Путь их пролегал через Австрию. В Вене о. Исайя имел длительную беседу с тремя католическими богословами, которые начали высмеивать писания Св. Иоанна Лествичника и Св. Ефрема Сирина. Их речи показывали «духовную порочность и отсутствие рассудительности на аскетическую жизнь». Позднее в беседах со Святителем Игнатием Брянчаниновым старец Исайя критически отзывался о книге Томаса Кемписа (Фомы Кемписского) «Подражание Христу», говоря, что этот труд написан не на основании аскетического опыта, а на фантазиях автора. По прибытии в Россию о. Исайя испытал множество трудностей, по причине того, что пострижен был на Афоне.

Он получил от Бога особые небесные откровения. Так однажды во время Литургии, он увидел как яркие звезды опустились на головы некоторых присутствующих людей. В этот момент он услышал голос: «На кого эти звезды опускаются, те достойны приобщиться Святых Христовых Тайн».

Некоторое время, после возвращения в Россию о. Исайя подвизался в Коневецком монастыре, но по причине недоброжелательного отношения к нему монастырского игумена он покинул обитель и выбрал для пустынножительства уединенное место, затерянное в глухих лесах – Задне-Никифорову Преображенскую пустынь в Олонецкой губернии. Пустынь в то время находилась в состоянии запустения, после очередного пожара, и была приписана к большему и богатому Александро-Свирскому монастырю.

О. Исайя собрал насельников и учредил общежительный устав. Вместе с ним из Коневецкого монастыря пришли два его ученика, упросив Митрополита послать их со старцем Исайей. «Всю надежду спасения возлагал он на Спасителя нашего, о Чьих страданиях всегда говорил, роняя теплые слезы», отвергался земных благ и удобств жизни. Келья о. Исайи была полуземляная и неудобная для жизни. Особо строг Старец был ко греху гордости, говоря: «Да, я поросенок, да, я третий сатаненок» – поросенок по глупости, и сатаненок по гордости. «Это вот друзья гордеца».

В отношениях со всеми Старец вел себя, как простой монах. Его смирение начало приносить плоды духовных даров. Многое было открыто ему от Господа. В 1846 году Обер-секретарь Синода, наслышанный много об отце Исайе, вызвал его в Петербург. Здесь многие искали знакомства с о. Исайей и были поражены его скромной мудростью.

При настоятельстве о. Игнатия небольшая Важеозерская пустынь восстановилась и в конце сороковых годов получила статус самостоятельной. Был заложен каменный храм во имя Всех Святых, освященный уже после кончины Старца в 1858 г., храм сохранился до наших дней. Небольшой Важеозерский монастырь никогда не был богатым, но всегда славился неукоснительным исполнением круга суточных богослужений и сильными молитвенниками.

У отца Исайи были ученики, которые после его блаженной кончины 20 апреля / 3 мая 1852 года продолжили его дело. Старец мирно отошел ко Господу в возрасте 72 лет. Перед кончиной он принял великую схиму с именем Игнатия и похоронен под строящимся тогда Всехсвятским храмом. Сразу после кончины старца Игнатия стали почитать не только в монастыре и Олонецкой епарахии, но и Санкт-Петербургской губернии как подвижника благочестия.

После бедствий XX столетия Важеозерский монастырь вернули Русской Православной Церкви в 1992 году, вначале он восстанавливался как женская обитель, но в 2000 г. Указом Высокопреосвященного Мануила, Архиепископа Петрозаводского и Карельского преобразован в мужской. Насельники монастыря поминают старца Исайю в своих молитвах и обращаются к нему за помощью как предстоящему пред Господом угоднику Божию.

По материалам печати подготовила
Татьяна СОРОКИНА

На снимке: Всехсвятский храм Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru