ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ О ДУШЕ

ivanr.jpg (30852 bytes)10 февраля заслуженному работнику культуры Карелии Ивану Константиновичу Рогощенкову - члену Союза писателей России, заведующему отделом литературной критики в журнале «Север» исполнилось 70 лет. Он автор книг «Воля творит жизнь», «Память и надежды», цикла статей «Драма русского самосознания» и множества других, напечатанных в «Севере». За вклад в нравственное возрождение общества И.К. Рогощенков награжден архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом Архиерейской грамотой.

 

 

- Иван Константинович, прежде всего расскажите о ваших корнях?

- Родился я в деревне Бердниково Смоленской области в крестьянской семье. Бабка моя по матери была верующей и суровой по характеру, из семьи староверского закала. В семье было три дочери. Все они, в том числе и моя мать, закончили по 2-3 класса церковно-приходской школы. В семье считалось, что для девочек и этого достаточно. Отец мой, в отличие от мамы, был довольно грамотным. Когда мне было пять лет, он научил меня читать. Запомнилось, как читал он мне «Воздушные корабли» Лермонтова. Сразу после моего рождения по настоянию матери меня крестили, а отца после этого события выгнали из комсомола и позже его жизнь в связи с этим пошла наперекосяк...

- После войны вы стали геологом. Почему выбрали именно эту профессию?

- Времена были трудные, надо было приобрести специальность, и я поступил в Новочеркасский геолого-разведочный техникум, студенты которого получали неплохую стипендию. Это было особенно важно. Практику я проходил на Урале, а вот работать поехал в Карелию. Захотелось побывать в «краю не пуганных птиц». Приехал я зимой 1953 года и попал в геологическую партию, работавшую в районе Ведлозера. А затем наступила неброская северная весна с прозрачными белыми ночами. Я полюбил этот удивительный край и 15 лет проработал в геологических партиях Карелии.

- Но специальность все-таки сменили. Почему?

- В управлении нашей экспедиции работала Нина Аркадьевна Островская, поэтесса. Я тоже писал стихи: сказалась отцовская закваска. Многих из нас, геологов, она заразила интересом к писательству и впервые привела меня в журнал «Север». Постепенно мой интерес к литературе возрастал, и я, работая в геологической партии, стал заочно учиться в московском Литературном институте имени А.М. Горького. У нас были замечательные преподаватели. Античную литературу читала, например, жена известного ученого А.Ф.Лосева Тахо-Годи. Запомнились также семинары по творчеству Толстого, Пушкина преподавателя Михаила Павловича Еремина, на которых мы о многом говорили и размышляли. А самое главное у нас была возможность общения с интересными людьми.

Защитить диплом с первого раза я не смог, поскольку увлекся славянофилами, и мои убеждения порой противоречили взглядам моего научного руководителя. Но я уже тогда работал в журнале и поэтому диплом меня не волновал. Защитил его я позже. Кстати, моим оппонентом был Сидоров - бывший министр культуры и проректор литинститута. Защита прошла благополучно, министр остался доволен мною.

- Что значит для вас журнал «Север», в котором вы уже 34 года возглавляете отдел критики?

- Благодаря ему, я стал заниматься любимой литературной работой. В редакции было не мало замечательных людей. В то время журнал был неким литературным островком: местные газеты нас не любили. Партийная «Ленинская правда», если и вспоминала о нас, то, как правило, писала что-нибудь критическое. За публикации переписки Твардовского с Овечкиным, Белова, Гранина да и Пришвина, Балашова, за свободомыслие нас называли филиалом «Нового мира».

- Удавалось ли преодолевать цензуру?

- Иногда за счет утраты текста. Надо сказать, что цензура в советское время была хотя и жесткой, но более простоватой. Лично я не чувствовал почти никакого душестеснения. Однажды я процитировал стихи Бокова: «Чуть приспустится флаг государственный, от весны и грозы захмелев», к чему тут же придрались. Надо сказать, что тогда запрещали явные, высказанные в лоб выражения, остальное в основном, проходило. Главное, чтобы в статье были цитаты из Маркса или Ленина, а затем можно было высказать и собственную точку зрения на ту или иную проблему. Если мы сталкивались с серьезным цензурным нажимом, то обращались за поддержкой в обком. Такой секретарь, как Ленсу, например, мог и понять, и защитить.

Раньше, какой ни какой, а все-таки был порядок. Ныне цензура стала более утонченной. Каждый из чужого материала теперь волен делать все, что посчитает нужным. А поэтому люди, утратившие собственный творческий импульс, пытаются править других, проявляя полное своеволие.

- Что заставило вас изменить своим атеистическим убеждениям?

- Большое влияние оказала на меня моя верующая тетушка, старшая сестра матери. Я чувствовал, что ей больно за меня, за мое неприятие веры. Много дало и чтение русской классики, и общение с Валерией Дмитриевной Пришвиной. В советские годы мы, литераторы, часто бывали на различных учебных семинарах. В конце 1973 года я приехал в Москву по делам журнала и познакомился с вдовой писателя М.М.Пришвина Валерией Дмитриевной. Человек глубокой веры, она оказала на меня большое влияние. По ее настоятельной просьбе я останавливался не в гостинице, а в доме Пришвиных, помогая Валерии Дмитриевне в расшифровке дневников покойного писателя. В этом гостеприимном московском доме я познакомился с Вадимом Кожиновым, Юрием Ивановичем Селезневым, Петром Васильевичем Полиевским, который в то время был заместителем директора Института Всемирной литературы. Это был чрезвычайно образованный человек, игравший на фортепиано. Нам было о чем беседовать. Вадим Кожинов, занимался тогда творчеством Тютчева, Селезнев - Достоевским, а я – славянофилами...

Благодаря Валерии Дмитриевне я прочел книги Флоренского, «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника. Попытался читать их, как исследователь литературы. Получилось. Вместе с Валерией Дмитриевной не раз бывал в церкви святителя Николая, которую в то время посещала вся верующая интеллигенция Москвы. Так постепенно совершалось мое воцерковление.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Продолжаю свое дело. Я написал о замечательном современном русском поэте иеромонахе Романе (Матюшине), подготовил подборку его стихов, вернувших, по моему мнению, Православию поэзию, а поэзии Православие. Он является прямым наследником русской духовной культуры прошлого. В одном из номеров журнала опубликована статья Максимилиана Волошина «Россия распятая» с подборкой стихов Хомякова, Волошина и иеромонаха Романа. Подготовлена публикация о глубоком и тонком мыслителе архимандрите Константине Зайцеве - человеке необычной судьбы и глав из его книги «Чудо Русской истории».

Сейчас готовы еще две статьи, одна из них посвящена новым стихам иеромонаха Романа (в следующем году он отметит свое 50-летие), а во второй исследуется творчество Михаила Булгакова. Называется она «Камо грядеши?» с подзаголовком «Чье евангелие в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Речь в ней о том, что Мастер предпочитает евангелие от сатаны. В этом и состоит драма самосознания современной личности.

- В статье «Пути России» вы ставите вопрос: «Быть нашей Родине или нет?»

- Известный математик Шафаревич, размышляя о судьбах России, сказал, что он оптимист, но ирреальный, то есть уповает на чудо, которое может спасти Россию. А мне близки слова Константина Николаевича Леонтьева, замечательного русского философа, принявшего постриг в Оптиной пустыни. Он сказал, что Россия будет жить, какой бы путь она не избрала.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Из статьи Ивана Рогощенкова «Против течения»: «В наше безвременье, когда правят бал распад и рознь, безумие и предательство, человеку мыслящему и любящему Родину жить тяжело и больно. Можно отдаться безысходному отчаянию, поносить все и вся… Можно забыться – забыть все и вся в коварно-обманных дарах массовой «культуры»…

А можно и нужно воспользоваться опытом Волошина: укрепиться в исторической правде, как бы ни была она противоречива и горька, найти в ней (где же еще?) опору страждущей душе, и жить творческой жизнью».

Беседовала Ирина ЯКОВЛЕВА

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru