ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Известный ученый-библеист рассказал петрозаводчанам об «апостоле язычников»

 

В Петрозаводском государственном университете и Духовно-просветительском центре во имя прп. Александра Свирского состоялись лекции профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева).

«Бог поругаем не бывает», – не одну тысячу раз эта фраза прозвучала на просторах России, когда на глазах православных христиан разрушались храмы, ломались кресты... Как будто в назидание и утешение своих русских братьев во Христе написал эти слова в одном из своих посланий апостол Павел (Гал. 6:7). Бывший яростный гонитель христиан, он посвятил свою жизнь делу евангельского благовествования среди язычников. Павел неустанно занимался проповедью, совершая миссионерские путешествия по Малой Азии, Кипру, Македонии и Греции. Жизнь святого апостола закончилась в Риме, где он был обезглавлен. Прошлый, 2008 год, был объявлен Всемирным годом апостола Павла, принято считать, что он родился в 8 году после Рождества Христова.

«Бесценной сокровищницей гениальной богословской мысли и одним из величайших памятников словесности» называет послания апостола Павла их исследователь, известный библеист архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Около 30 лет он занимается библиистикой (наукой, изучающей библейский текст). Кроме посланий апостола Павла в круг интересов ученого входят книга апостола Иоанна Богослова «Апокалипсис» и Евангелие от Марка.

Работа с текстом Священного Писания предполагает определенную последовательность действий, о которой и рассказал о. Ианнуарий на одной из лекций. Оригинальные тексты апостольских посланий не сохранились. Остались только рукописи, и между ними сотни тысяч различий. Современный исследователь сравнивает их и, используя 10 правил текстологии, выявляет гипотетический оригинальный текст. Затем необходимо узнать историю создания текста, где, когда и кем он был написан. На эти вопросы старается ответить исагогика.

Наступает третий этап исследования, предстоит решить очень сложную и интересную задачу – создать экзегезу, научный комментарий. Нужно понять смысл текста, изучить его целиком, каждое предложение, каждое слово, пройти по пути мысли автора, понять особенности его менталитета. Для этого необходимо знать язык автора (о. Ианнуарий владеет шестью языками, в том числе древнегреческим и древнееврейским), философию, мифологию, историю и географию того времени. Стремясь к объективности и точности, экзегеза (равно как текстология и исагогика) претендует быть научным исследованием.

Следующая задача исследователя – адаптировать священный текст для читателей. «Причем понимается не только лингвистический, но и культурологический перевод, – рассказывает о. Ианнуарий, – перенос смысла из одной культурной среды в совершенно другую, которая отстоит от оригинальной на тысячелетия во времени и на огромные расстояния в пространстве! Этим переводом текста занимается герменевтика».

По словам архимандрита Ианнуария, из четырнадцати посланий, приписываемых апостолу Павлу, только у семи можно признать его бесспорное авторство. Это Послание к Римлянам; Первое и Второе послания к Коринфянам; Послание к Галатам; Послание к Филипийцам; Послание к Фессалоникийцам; Послание к Филимону. Особенное место занимает Послание к Римлянам, его адресатом были обращенные в христианскую веру язычники. В Послании изложено множество важных положений, имевших большое значение для развития христианского богословия.

Говоря о Послании к Коринфянам, о. Ианнуарий обратил внимание слушателей на описанные апостолом бесчинства, творившиеся в Коринфе в то время. «Иногда мы идеализируем первых христиан. Хотя на самом деле все было далеко не так благополучно. Психологическая природа человека не меняется», – уверен ученый. Кстати говоря, в Первом Послании к коринфянам, в 13 главе, мы читаем знаменитые строки «гимна любви»: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Отвечая на вопрос одного из слушателей об особенностях апостола Павла-проповедника, о. Ианнуарий отметил, что и Павел, и другие апостолы рисковали своей жизнью ради просвещения людей светом Христовым. Их посланиям свойственны «жар» проповеди, миссионерский задор, желание пробудить в людях веру Христову, донести до них евангельское слово, спасти их. Поэтому читать творения апостола очень интересно, полезно и душеспасительно.

На фото:
Лекция в Духовно-просветительском православном центре во имя прп. Александра Свирского (29 марта);
Лекция в Петрозаводском государственном университете (30 марта)

Фото Ирины ТАТАРИНОЙ и Павла СКОПЕЦ

2009 год

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru