ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Куркиекский краеведческий центр

ЗАБЫТЫЕ МОНАСТЫРИ КОРЕЛЬСКОГО УЕЗДА

Православие пришло в Карелию в 1227 г. Вероятно и до этого среди карел уже было много православных. К этому времени карел и новгородцев уже крепко связали долгие годы дружбы, совместной торговли и борьба против общих врагов. Однако русский летописец именно в 1227 г. сделал запись: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди».

Это были трудные годы. Часто нападали на карельские земли соседи из племени хямь. Вот и крещение карел князь Ярослав совершил, возвращаясь из удачного похода на Хямь. Расширяло свои владения и молодое шведское государство. Все чаще отряды шведов вторгались в карельские земли. И чтобы оправдать свои походы, шведы часто прибегали к поддержке католической церкви. Противоречия православной и католической церквей стали предлогом для шведской агрессии.

В 1293 г., глава шведского государства Торгильс Кнутсон и шведский епископ Петер Вестеросский организовали крестовый поход шведских рыцарей на карельскую землю, в результате которого были захвачены три карельских погоста Яскис, Эурепя и Саволакс и заложен Выборгский замок. А в 1323 г. между шведами и новгородцами был подписан Ореховецкий мирный договор, который закрепил раздел Карелии. Однако мирный договор имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Многие историки полагают, что это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.

Суровая карельская природа привлекала многих монахов-отшельников ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом, и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Карелы часто называли православных монахов греками или по-карельски - «крейкала». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риеккала». Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркийоки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов. Во всяком случае он был основан преподобными Сергием и Германом не позднее 1329 г. В 1397 г. преп. Арсением был основан Коневский монастырь. Это единственные из древних карельских монастырей сохранившиеся до нашего времени и хорошо известные.

Гораздо менее известен Сенной монастырь некогда располагавшийся на о. Сенном, который ныне носит название Хейнясенмаа и расположен на полпути между Валаамом и карельским берегом. Ныне мало, что напоминает об этом монастыре, а вот в XVI в. славили его наравне с Валаамским и Коневским. Путеводитель того времени "Пермский дорожник" второй половины XVI ст. так описывает монастыри Ладожского озера: "Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет".

Об основании Сенного монастыря известно немного. Большей частью указание на его основание дает рукопись XVI в. «Сказание краткое…» опубликованная историком Н. А. Охотиной. В этой рукописи говориться, что эта славная обитель была основана иноком Саввой, о котором в Сказании говорится лишь то, что он «построил чудесную и духовную пустынь во имя Пресвятой Животворящей Троицы на Сеннянском острове, а в ее устроении ему помогал христоименитый государь великий князь Иван Иванович, брат великого князя всея Руси Василия Ивановича». Согласно Сказанию основание Сенного монастыря относится к 70-80-м годам XV в. С момента основания Троицкий Сенной монастырь принадлежал к числу общежительных, живших по так называемому Афонско-Иерусалимскому уставу. В "Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)", составленной около середины XVI века Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится в качестве примера строгого и неотступного соблюдения общежительного устава.

Кроме этих монастырей на карельской земле возникло и множество небольших обителей. В 1478 г. новгородские земли вошли в состав Московского государства. Земли, населенные карелами, получили название Корельского уезда. Корельский уезд тянулся вдоль северо-западного побережья Ладожского озера от современного Питкярантского района до южного берега оз. Суходольского на Карельском перешейке. Административным центром Корельского уезда был г. Корела (ныне Приозерск). Первым дошедшим до нас подробным описанием Корельского уезда является писцовая книга 1500 г. В ней упомянуты и некоторые карельские монастыри. Так в г. Кореле упомянуты три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. Писцовые книги служили для сбора налогов и в них упоминались только монастыри, владевшие землей. Вероятно, кроме них было еще множество небольших монастырей. Сведения о них появляются в конце 16 в. в связи с бедствием постигшим Карелию.

В 1570 г. началась новая большая война со шведами. В 1572 г. войска Германа Флеминга опустошили Корельский уезд. В воспоминаниях одного из шведских полководцев упоминается и об уничтожении монастыря на о. Каннансаари, расположенном в Куркиекском заливе. После этого монастырь не восстанавливался и воспоминанием о нем остались только легенды и предметы монастырского обихода, которые иногда попадались крестьянам при обработке земли. В 1578 г. шведы уничтожили и Валаамский монастырь, убив при этом 34 монаха: «В лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на Валааме старцов и слуг...».

От шведского нашествия бежали и монахи Сенного монастыря. В грамоте, выданной в мае 1581 года новгородским владыкой Александром, сеннянскому игумену Пимену с братией разрешается поселиться в пустовавшем Лужандозерском монастыре в Вытегорском погосте, на юго-восточном берегу Онежского озера.

К 1580 г. весь Корельский уезд оказался захвачен шведами. Большая часть населения было либо уничтожено, либо бежало в Россию. А в 1583 г. было заключено Плюсское перемирие по которому Корельский уезд был передан Швеции. В проведенной шведами переписи упомянуты и разоренные карельские монастыри: «…монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркийоки, Гейнисемский в Терву, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнильский в Мёнчеля, Кухасалоский в Либелицах и Оружярвинский в Салминском приходе…».

Однако в этот раз власть Швеции была недолгой. В 1595 г. был заключен Тявзинский мирный договор, по которому Корельский уезд был возвращен России. Возвращенные земли представляли ужасающую картину. Населения оставалось не более 10%, большая часть домов была сожжена, уничтожены были и все православные церкви и монастыри. Необходимо было восстановить хозяйство, вернуть бежавших в Россию карел, создать новую линию обороны против шведов. И начали восстановление Корельского уезда с восстановления православия. Для этого в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр.

Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Шведы окончательно покинули Корелу в 1597 г. и с этого времени кафедра епископа корельского находится в г. Кореле. Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей и монастырей. Был восстановлен Коневский монастырь, а также большинство приходских церквей и в них назначены священники.

Вновь возродился Валаамский монастырь. В 1597 году игумен Давид получил жалованную грамоту царя Федора Ивановича, «...игумена Давыда с братиею, или кто по нем в том монастыре иный игумен будет для нужд и терпенья пожаловали: велети тот разореной Валамской монастырь, своею царскою казною, церкви и трапезу устроити и ограду и кельи поставити, по прежнему, и старинною их вотчиною и рыбными ловлями и иными всякими угодьи, по нашим жаловалным грамотам и по писцовым книгам, владети им велети по старине, и лготы им дати, и с тое Валамские вотчины наших всяких даней и посохи имати есмя не велети до нашего царского указу...» Строительство быстро продвинулось вперед и, видимо, было закончено к началу «смутного времени».

Однако мирный период длился недолго. В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно секретному приложению к договору, Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли.

В 1611 г. Корельский уезд снова оккупирован шведскими войсками, а в 1617 г. был заключен Столбовкий мирный договор, по которому Корельская и Ижорская земля вошли в состав Швеции. По условиям договора все монахи должны были покинуть шведскую территорию. Однако в некоторых глухих скитах продолжали пребывать старцы. Некоторые из скитов располагались на побережье Ладоги на территории современного Лахденпохского района. Так вблизи современного п. Вятиккя жил старец Домка Самуилов. В то время местность называлась Артонпохья. В народе старец слыл святым. Поэтому при шведской переписи местность получила название Святика. Позже это название трансформировалось в Вятиккя.

От многих монастырей на карельской земле остались только легенды. Некоторые из них записал в 1879 г. известный финский этнограф Т. Швиндт: «В Поземельной книге Кексгольмского лена 1589 - 1593 гг. упоминаются следующие деревянные монастыри: Каннансаари и Хейнисенмаа в Куркийокском погосте; Вайвила, или Вайнила, в Сортавальском погосте; Орусъярви в приходе Ментсяля Салминского погоста. О них сохранились немногословные предания.

kannas.jpg (51069 bytes)В двух верстах от кирхи в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари. Сейчас там лишь поля и луга. К северо-западу от той же кирхи виднеются две горы: Кууттимяки и Ляявямяки, а между ними располагаются гора Лайтурикаллио и долина Лайтурилакс. Здесь когда-то была монастырская пристань. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа ("Церковная земля"), и Кирккомаакаллио ("Церковная скала"). Видимо, тут и стояла церковь. В районе Кирккомаа находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. И место захоронений, и берег - все поросло тернием. В разных преданиях упоминается о том, что на острове был либо монастырь, либо церковь.

Вот, что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: «Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли».

Монастырь на острове Хейнисенмаа известен с давних времен. О нем и о его местоположении существует множество легенд, но обычай моряков бросать в воду монетки и табак "на хорошую погоду" именно в южной части острова связан, как полагают многие, с тем, что там и стоял монастырь. Однако из другого предания мы узнаем, что обитель находилась в северной части острова, в глубине бухты Монастеринлахти ("Монастырский залив"). Там до сих пор возвышается длинная пристань, сложенная из камней. Неподалеку от нее видны остатки каменной изгороди и других сооружений, тоже каменных.

Монастырь Орусъярви, по преданию, был на том же месте, где теперь стоит деревенская церковь. Несколько десятилетий тому назад на кладбище упала старая ель в три локтя толщиной, которая издавна называлась "монастырской". На соседнем поле плуги пахарей часто выворачивали кусочки сгнивших досок и прочее. Вот, о чем говорится в монастырском предании: "Когда шведы в первый раз пришли на эти земли, они дошли только до того креста, который стоит в полуверсте на дороге, ведущей в Салми. Посовещались и повернули назад, переправились через реку Туломайоки, в которой потом нашли их ружья. Но вот, когда шведы пришли во второй раз, они разорили монастырь. Правда, колокола его, по всей видимости, еще раньше были опущены на дно озера Пункалаярви, и все ценности вывезены на 40 лошадях за 8 верст отсюда к северо-востоку в Орихкивенселкя, где их также утопили в омуте". От монастыря не осталось ничего, кроме деревянного креста, сиротливо приютившегося у монастырской ели. "Когда строили церковь", сюда приезжали монахи с Валаама, они-то и прочитали надпись на кресте, и оказалось, что стоявшему здесь монастырю было 700 лет. По мнению русских верующих, самое святое место на всем Финском побережье - это Орусъярви, - ему покровительствует сам Святой Николай.

О монастыре Вайвила до нас предания не дошли, известно лишь только место его нахождения. Это остров Кирккосаари ("Церковный") в Мёнтсяля. Там есть кладбище и обветшалые стены часовни, но сведений о монастыре взять неоткуда».

Петров И. В., Петрова М. И.

Библиография:
Чистович И., История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии, Спб., 1856.
Schvindt T., Kansantaruja Laatokan luoteis - rannikolta kesalla 1879, Helsinki, 1883.
Kurkijoen kihlakunnan historia. Kuujo E., Immonen T., Puramo E., Pieksamaki, 1958.
Salenius J.M., Kreikanusko Suomessa.
 
Приложение:
Фотография поклонного креста на о. Каннансаари на месте монастыря уничтоженного шведами в 1572 г. Крест установлен прихожанами Куркиекского православного прихода 21 сентября 2000 году и освящен настоятелем Лахденпохского прихода священником Георгием Цапом.

ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ

НА ГЛАВНУЮ