ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Заонежье – край православный
Пути русской деревни

В Кажме всем миром построили часовню в честь Святого Духа.
После 70 лет забвения в старинную заонежскую деревню вернулась молитва, а вместе с ней и престольный праздник, некогда так любимый заонежанами

Когда Кажма еще не была Кажмой

1. «Устя! Принимай гостей!» – крикнул Ерёма. Дверь распахнулась, и избы выбежала девушка лет 17 с перекинутой через плечо пшеничной косой, большими темно-синими глазами. Холщовый некрашеный сарафан подпоясан тесемкой, в руках – берестяная кужонка. Так они встретились в первый раз… Стояла осень 1496 года. Писцовая книга этих дней хранит запись: «…на Кожме дворов 1 – Терех да брат его Фрол – всего 2 человека народу».

Вот уже третий год они здесь. Хозяин дома – Терех – коренастый мужик лет 40. Изба их затаилась в глубине густого леса, на берегу озера. И найдёшь-то её не сразу! Собрана из необтесанных брёвен с обрубленными сучьями. Крыша тоже покрыта прочными брёвнами: медведи залезают и скребут когтями, вот и сложили покрепче.

Очень хотелось Тереху так полесничать, как старый Ерёма, что живёт со своей семьёй в верстах трёх отсюда в такой же избе как у них из простых брёвен, только побольше. Охотник он от Бога! Но, видно, не каждому дано так охотиться. Может, младший Фрол научится? Молодой, сильный … Просится в Нивиши. Знает Терех причину: Устя, внучка охотника-Ерёмы. Но от дела не уйдёшь.

С самой весны они работают не покладая рук. Сначала пашня. В этом году удалось побольше посадить ржи. А с лета готовили свои пожни: огораживали облюбованный зарод, потом подсекали лес-молодняк, складывали в кучи, сушили их, а когда огнище было готово – подожгли. Пал оказался каменистым, долго таскали они волокушами камни. Но вот уже настоящий забор стоит вкруг будущей пожни.

Часто снились Тереху густая рожь в поле, пожни с копнами сена, своя скотина. Мечтал он о хозяйстве!

2. Фрол проснулся от бормотания брата: тот, стоя на коленях, молился. За окном шумел дождь. «Ладно уж, ступай, побудь у старого зверобоя седмицу. Пусть Ерёма покажет, как ловушки ставить да следы узнавать, какой зверь прошёл», – не поворачивая головы, выговаривал диковатый Терех.

Младший брат его не слышит, он уже на ногах. Выбежал из избы, быстро спустился к озеру. Вода ледяная! Умылся, вернулся, перекрестился на икону, съел ржаную лепёшку, запил брусничной водой. Душа разрывается от счастья: его отпускают на целую седмицу «в наставление» к старому полеснику Ерёме. «Да спроси: бил ли куницу стрелами? Не идут в силки», – с горечью сокрушается хозяин дома. Разве он может сейчас думать о западнях, ловушках и петлях? С самой весны не видел Устю! «Слышишь, аль нет?» – рявкнул могучий Терех. Но Фрола уже нет: выскользнув из избы, через мгновение скрылся за старыми елями.

Дождь перестал. Не по-осеннему яркое солнце поднялось над Святой Губой. Шёл Флор в соседнее поселение за 3 версты – Нивиши (ныне Никонова Губа). А вот и изба такая же как у них, только окруженная изгородью. На пороге Ерёма, рядом Устя, вместе щиплют еловую вицу. Оба над чем-то смеются. Увидев Фрола, девушка вспыхнула, метнулась в избу.

Не знал ещё Фрол, что через год приведёт он Устю женой в Кожму, проживут они 9 лет, будет у них 4 детей и от последних родов заболеет она лихорадкой. В страшном горе похоронят её на высоком берегу Святой Губы, а потом друг за другом и троих детей… Заживётся один – старший Захар – могучий богатырь с медвежьими ухватками и темно-синими глазами как у покойной матери.

Не знал он и о том, щурясь от солнца у избы старого Ерёмы, помогая ему щипать распаренную еловую вицу для новой изгороди, что проживёт он долгую жизнь, примет 12 внуков. Это большая семья Захара, обосновавшись здесь, на берегу Святухи, станет основателем крупного поселения, а потом уже и большой заонежской деревни, которая существует по сей день и носит прекрасное поэтическое имя – Кажма.

Благотворители деревни

3. За свою жизнь она, судя по записям в писцовых книгах, начиная с XV века, несколько раз меняла название, но первое – Кожма. В далёком прошлом это владения богатого новгородского боярина Григория Фролова, потом перешли его сыну, затем внукам. Но новгородцы не чинили препятствий тому обстоятельству, что Заонежье осваивалось пришлыми людьми. И уже к XVIII веку весь полуостров был густо населён. (1720 год. В Кажме 12 дворов). Не побоялись люди трудностей этого сурового края, а полюбили его, создав свою неповторимую культуру быта, ремёсел, песенного и хореографического наследия.

Кажма рядом, Кажма тут,
В Кажму замуж не берут!

Летят на Святухой частушки. Празднует деревня! Сегодняшний день – особенный. Всю округу собрал Храм на праздничную службу в честь престольного праздника – Дня Святого Духа. Здесь и Алексей Пальчиков, и Иван Филимонов, и Александр Полибин – самые уважаемые жители села. Да и как не уважать! Все знают: болит у них душа за родной край.

Алексей Иванович Пальчиков – торгующий купец 2 гильдии. В Кажме у него торговый дом с лавками. Руки золотые! Беря подряды на строительство домов и государственных учреждений, он построил в 1886 году новую школу, дом для учителей, больницу с приёмным покоем и стационаром в Шуньге.

Интересно, что школу принимали уполномоченные Повенецкого Уездного Собрания. На это Земство выделило деньги, и 60 депутатов отправились в Шуньгу. Они остались очень довольны работой Алексея Ивановича, что и было отражено в документах: «…построено качественно, добротно».

Да, хотелось им – и купцу Пальчикову, и зажиточному крестьянину Филимонову видеть жителей Заонежья грамотными. Не случайно, Иван Васильевич две комнаты второго этажа своего большого дома отдал под школу не беря никакой платы. Вместе с земляком Александром Полибиным они стали добровольными членами попечительского совета, помогали наставнице, школе, церкви чем только могли. Лишь бы дети учились, особенно девочки! Это они настояли на создании при школе библиотеки, постоянно следили за пополнением фондов за свой счёт.

Подумать только: четыре века прошло с тех пор, как два брата – Фрол и Терех – облюбовали это место на берегу Святухи. Не узнать теперь Кажму! Добротные крестьянские дома с хозяйственными постройкам и огородами, многочисленные амбары и смолокурни, 3 мельницы, лесопилка, кожевня, несколько кузниц, мастерские, школа с библиотекой, торговый дом с лавками стоят вдоль реки. Всюду – опрятность, домовитость и обстоятельность.

А в центре деревни на высоком холме блистает строгой красотой и православным крестом шатровая Святодуховская церковь. Заонежье встречает лето 1899 года. На пороге XX век. Еще никто из этой праздничной толпы не знает, каким жестоким он окажется, сколько испытаний выпадет на их долю: революции, несколько войн, убийственная коллективизация советской власти, три волны репрессий, уничтожение малых «неперспективных» деревень…

Духовное возрождение русской глубинки

4. Наступит совсем другое время. Опустеет, обезлюдеет Заонежье. Уничтожат храмы, разрушат деревни. Не минует эта учесть и Кажму. Освещенная в 1859 году, православная Святодуховская церковь тоже будет разграблена. Последний раз в ней собралась вся деревня ранним утром 28 октября 1937 года, узнав, что ночью «забрали» настоятеля. Может ещё вернётся наш батюшка? Не знали они ещё тогда, что их 66-летний священник Александр Алексеевич Едевский обвинён в контрразведывательной деятельности и приговорен к расстрелу. Ранним утром 26 ноября в Петрозаводске приговор приведён в исполнение. Место захоронения не известно. Храм, построенный когда-то с такой любовью, по решению местной власти, будет распилен на дрова.

5. Ну, а сегодняшний день Заонежья вовсе печальный. Население за последние 100 лет уменьшилось в 6 раз, уникальная культура быта и архитектурное наследие утрачены. Не стало ни совхозов, ни лесхозов, ни леспромхозов – хоть шаром покати – у людей никакой работы. В Кажме нет даже школы. «Никому мы не нужны, – сетуют деревенские жители. Никто о нас не думает, к Богу бы обратиться, да храма у нас нет».

Но не перевелись на земле русской энтузиасты, тем более в Заонежье. «Я уже три года знаю, что Виктор Могилёв мечтает сам построить часовню для односельчан», – признаётся жительница деревни Т.М.Филимонова. Да, вот с этой мечты всё и началось, только родилась она не три года тому назад, а намного раньше. Уже более 20 лет живет Виктор Васильевич в Кажме. Хозяйство крепкое, дом сам строил, трое сыновей, дочка. «А деревья, посаженные мною, знаете уже какие большие? Настоящий лес! Но была у меня заветная мечта: построить часовню».

Но стройка – дело ответственное и, прежде всего, дорогое. Могилёв это понимал, но, тем не менее, весной прошлого года вместе с односельчанами обратился к депутату Законодательного Собрания, директору молокозавода г. Медвежьегорска А.В.Федотову. И закипела работа! Алексей Владимирович стал организатором строительства. Тут же появились предприниматели Виктор Могутин и Валерий Евстигнеев. Они-то и выделили безвозмездно лес, а Евстигнеев – ещё и лесовоз для доставки материалов. Нашлись и помощники Виктору Могилёву – местные жители Юрий Мозгирёв и Ирек Мухамадеев.

Но помимо работы строительной, нужно было кому-то звонить, искать, писать письма, встречаться и договариваться с людьми, собирать пожертвования … И душой этого дела стала Ольга Мозгирёва. «Много было работы, но не в тягость она мне была, – признается она, – это было счастье, настоящее счастье».

6. Светлыми майскими вечерами прошлого года над Святухой застучали топоры, зажужжали пилы. Не потребовав ни копейки за работу, три деревенских мужика рубили часовню. «Мы это делали для людей», – говорит Юрий Мозгирёв. Поневоле сразу вспомнишь благотоворителей Заонежья Карпа Изотова, Ивана Крылова, Ирину Федосову, Ивана Касьянова, Алексея Пальчикова, Ивана Филимонова, Александра Полибина!...

И как это было когда-то жители села стали собираться у места стройки – «сходим к часовне». Они просто стояли и смотрели, переговаривались между собой. Неужели, правда, сделают? «Очень быстро построили, всех удивили, молодцы», – говорит местная жительница Т.Г.Шелехова. А нужна ли часовня? «А как же? – удивляется Татьяна Григорьевна. Вот стоит она – и жить-то хочется!»

Сельским сходом решили поставить часовню около погоста. Лесничий Заонежского лесхоза Андрей Кочин выделил машину и бригаду рабочих для её перевозки.

7. Как и в далёком прошлом, праздник Святого Духа собрал не только всю деревню, но и округу. Часовенка не смогла вместить всех желающих, столько было народу, люди стояли на улице. Приехали гости из Петрозаводска, Медвежьегорска, Великой Губы, Космозера, Пабережья, Шуньги… «Доброе, славное дело вы совершили. – обращается к присутствующими отец Георгий, настоятель храма Ильи Пророка г.Медвежьегорска, – Другого пути нет, чтобы возродилась Русь».

Именно он 12 июня 2006 года освятил новую часовню в честь Святого Духа. После 70 лет забвения вернулась в Кажму молитва, а вместе с ней и престольный праздник, некогда так любимый заонежанами. Как было испокон века, после службы – трапеза. Прямо на улице женщины вместе с директором Дома культуры Людмилой Егоровой раскинули столы с калитками и пирогами.

Все тут – Виктор Могилев, Юрий и Ольга Мозгиревы, Ирек Мухамадеев, Андрей Кочин, Людмила Егорова, Валерий Евстигнеев, Алексей Федотов, Виктор Могутин– разве всех перечислишь, кто принимал участие в рождении часовни? Радость от богоугодного дела – одна на всех. Ольга Мозгирёва права: это настоящее счастье.

До сих пор в Заонежье нет ни одного действующего храма, а о строительстве и речи нет. Это – его первый новострой. Безработица и нищета сделали своё дело: край переживает глубочайший экономический и духовный кризис. Надо ли говорить о том, насколько важно здесь возрождать православную культуру!

Конечно, все заонежане, а кажемцы особенно, мечтают увидеть часовню действующей. Но главное – она уже есть – и стоит как это было в веках, даже тогда, когда ещё Кажма не была Кажмой, блистая своей красотой и православным крестом, наперекор страшному кровавому веку!

Валентина СУКОТОВА,

председатель правления КРОО «Заонежье»

т.д. 72-58-08, т.м. 8921-52-25-210.

На снимках:
1. Строители часовни: Ирек Мухамадеев, Виктор Могилёв, Юрий Мозгирёв.
2. Иконостас новой часовни.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru