ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Православный хоровой фестиваль
«Пасхальные перезвоны»

I фестиваль, 2008 год | II фестиваль, 2009 год | III фестиваль, 2010 год | IV фестиваль, 2011 год


Организаторы:

«Воззвала душа». Интервью с организатором трех Православных хоровых фестивалей «Пасхальные перезвоны» Евгенией Корыхаловой

Участники:

Детские и взрослые хоровые коллективы

История:

Первый Православный хоровой фестиваль 2008 г.

Второй Православный хоровой фестиваль 2009 г.

Третий Православный хоровой фестиваль 2010 г.

 

 

«Воззвала душа»

Интервью с организатором Православного хорового фестиваля «Пасхальные перезвоны»

«Сопрано, начало звучание произведения в большей степени зависит от вас. Хочется услышать более светлого, прозрачного, невесомого звука, – обращается Евгения КОРЫХАЛОВА, дирижер Карельского камерного хора «Свирь» к своим хористам. Они репетируют песнопение «Свете тихий» А. Копылова. – Басы, будьте «гибче», подвижнее. Должен быть звук, а не столбы. Друзья мои, надо отталкиваться от текста. Он диктует нам все. Продумайте, прочувствуйте, о ком поете, и все нюансы будут идти не только от нотного текста, не только от разума. Музыка будет литься из наших сердец, из души. Только так мы сможем передать все то, что хотел сказать слушателям композитор».

Кроме «Свири» Евгения руководит еще двумя хоровыми коллективами, а также поет на клиросе Крестовоздвиженского собора. С ней сегодня наша беседа.

– Как получилось, что ваша жизнь связана с музыкой?

– Моя мама всю жизнь участвовала в различных хоровых коллективах, и сегодня поет в хоре «Кант» (г. Гусев, Калининградская область). С шести лет мама водила меня в различные кружки, чтобы я нашла себя. В конце концов, я поняла, что музыка – это мое. Закончила с отличием музыкальную школу г. Гусева. Была ее ведущим пианистом, меня отправляли на различные межрегиональные конкурсы.

Когда же передо мной встал вопрос, кем стать – дирижером или пианистом, я выбрала первый путь и поступила на дирижерское отделение областного колледжа им. С. Рахманинова г. Калининграда. Потому что как пианист сидеть одной и аккомпанировать мне неинтересно. Мне нужно общение с людьми, постоянное движение, нужно нести радость своим творчеством. Затем по совету педагога Х.К. Крузмана и мамы приехала поступать в Петрозаводскую консерваторию, три года назад ее закончила.

– Теперь воплощаете полученные знания в жизнь?

– Опыт, который я почерпнула за все годы обучения, а это более семнадцати лет, не дает мне покоя. Уже третий год работаю с хоровыми коллективами. Начну рассказ с детского хора при Духовно-просветительском православном центре во имя прп. Александра Свирского, директором которого является протоиерей Олег Евсеев. Мы разучиваем церковные песнопения, исполняли колядки на клиросе в Рождественскую ночь. Уже два раза пели Литургию в храме, для девочек это было большой радостью. Также достижением для них стало участие в Первом Пасхальном фестивале, который проходил в Петрозаводске 1 мая 2008 г. Но я не даю своим юным хористкам расслабиться, напоминаю, что нужно стремиться к более профессиональному пению.

– И второй коллектив – камерный хор «Свирь».

– Хор создан по моей инициативе в октябре 2007 года. В коллективе 14 человек, все верующие, воцерковленные, мы, как говорится, живем «одним дыханием». Хористы – профессиональные музыканты, преподаватели, выпускники и студенты Петрозаводской государственной консерватории и Петрозаводского музыкального училища.

Наша партитура (партитура – нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов) разложена на четыре, на шесть, на восемь голосов. Поем сложные духовные песнопения, написанные композиторами разных веков, начиная от царя Феодор III Алексеевича (XVII в.) и заканчивая ныне здравствующим карельским композитором В.Ю. Калистратовым.

Часто выступаем с концертами, вышел наш первый диск под названием «Воззвала душа» с богослужебными песнопениями. Большой опыт дала поездка на IV православный фестиваль «Петропавловские встречи в Янтарном», состоявшийся 12 июля в пос. Янтарный Калининградской области. В нем участвовало много и церковных, и светских хоров. Мы были единственными, кто приехал издалека. Как организатор ежегодного Православного фестиваля «Пасхальные перезвоны» я почерпнула для себя много ценных знаний.

И «Свирь», и детский хор Центра – все мы прославляем Бога, пытаемся песнопениями достучаться до людских сердец. Хочется зажечь в них искорку, чтобы глаза загорелись, чтобы честность проснулась, доброта. И отклик есть.

– Приходится много репетировать?

– Да, конечно. Каждое новое произведение мы обсуждаем, раскрываем его смысл. Ведь певец не сможет спеть как следует, если не понимает, почему здесь звук должен быть тише, а здесь – громче. Потом на репетициях (как правило, встречаемся два раза в неделю, перед концертами чаще) песнопение разучиваем. Выбираем непонятные, сложные места. Как говорится на музыкальном языке, «впеваем», чтобы не растеряться на сцене и не думать о нотах, а донести смысл текста зрителям, погрузить их в нужную атмосферу.

Бываете довольной пением хоров?

– Случается, но, думаю, когда я скажу: «Сегодня пение было безупречным», то на этом все и закончится. А пока есть идеи, недоделки, хоры будут жить, совершенствоваться. Мне кажется, хорошо, что у нас не все получается, ведь мы люди, мы голосами человеческими прославляем Бога.

– По вашему мнению, какими качествами должен обладать дирижер?

– Он должен быть широко образованным человеком, чутким психологом, педагогом, знать специфику голосов, обладать глубокими специальными знаниями, развитым слухом. В чем-то должна быть жесткость, уверенность в правильности своих решений. Как только люди почувствуют, что ты сомневаешься, то руководителем для них уже не будешь. Поэтому воля, самообладание играют важную роль. Важно уметь общаться. Если ты не сможешь объяснить, как должна звучать та или иная мелодическая линия, никакая жесткость тебя не спасет, а, наоборот, оттолкнет всех. Непременные качества дирижера – энтузиазм, творческая и организаторская инициативность.

– И все-таки, почему вы отдаете предпочтение духовным песнопениям?

Моя мама более двадцати лет поет на клиросе. Помню, как ходила с ней в храм, слушала церковные песнопения, причащалась, не понимая, зачем. А когда поступила в училище, уже сама начала петь в церкви. Однажды мама предложила съездить в паломническую поездку по святым местам России. Особенно запомнилась обитель прп. Серафима Саровского, Дивеево. Там во мне произошел душевный перелом, осознание, Кто такой Бог, почему я в храме. Я раскаялась во всех своих грехах и поняла, что без Господа, без Церкви жить не смогу.

После подачи документов в Петрозаводскую консерваторию я первым делом отправилась искать храм, в хоре которого могла бы петь. Почему-то пришла в Крестовоздвиженский собор, где нашла свое счастье, своего мужа отца Артемия. Еще до нашего знакомства я по-девичьи мечтала о том, чтобы мой супруг нес послушание в храме. Господь услышал мои молитвы, я стала матушкой, уже год пою на клиросе собора. И мне нравится исполнять духовные произведения, потому что в них вся моя жизнь.

Беседу вела Ирина ТАТАРИНА, 2008 год

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru